Компания Apple запатентовала трехмерный интерфейс для своей операционной системы. Когда он будет реализован и будет ли реализован вообще — не известно.
Ведомство по патентам и товарным знакам США на прошлой неделе опубликовало ряд патентов Apple на создание трехмерного пользовательского интерфейса, поданные на регистрацию в июне прошлого года. 54-страничный документ под названием «Multi-Dimensional Desktop» описывает трехмерный интерфейс, который может использоваться в современных компьютерах, на обычных дисплеях без добавления технологий визуализации, пишет Cnews.
Предлагаемый Apple интерфейс проще всего сравнить с комнатой, одна из стен которой является дисплеем, через которую пользователь со своего рабочего места смотрит внутрь помещения. Комната имеет большую глубину и поэтому пол, потолок и стены удаляются в перспективу. На полу, стенах (слева и справа) и на потолке могут находиться различные элементы. Пол выбирается как главное место для дислокации иконок. При этом они — благодаря перспективе — могут располагаться в несколько рядов. Иконки могут быть и трехмерными — тогда пользователь сможет вращать их, а на каждой из сторон иконки могут находиться ссылки на различные функции: например, «удалить». Видимая область пола может быть существенно больше, чем потолка. Как будто пользователь, заглядывая в комнату, опускает голову вниз. Более того, пол можно прокручивать в разные направления, как и стены.
Дальняя стена служит для отображения стандартного двумерного рабочего стола, на котором располагаются окна приложений. При этом окна можно перетаскивать на боковые стены, разгружая главную область, — возвращение окон обратно предлагается делать при помощи двойного щелчка. При этом если стена уже заставлена элементами, они могут раздвинуться, высвобождая место. Тут Apple предлагает ряд интересных возможностей. Окна, которые располагаются на левой и правой стенах, могут создавать иллюзию настоящего окна. Из них может падать солнечный (или лунный — в зависимости от времени суток) свет, идти гроза, дождь и т.д. — погодные условия, так же как и время, будут синхронизироваться с данными из интернета. Благодаря поддержке аппаратного обеспечения возможно добавление и других спецэффектов, например, все, находящиеся в воображаемой комнате предметы (иконки) могут отбрасывать тень. Что же касается формы комнаты, то она может быть разной: не только параллелепипед, но и тетраэдр или цилиндр.
Трехмерный интерфейс может использоваться не только в операционной системе, но и принят на вооружение сторонними разработчиками, например, компанией Adobe. В то время как главное окно Photoshop будет занимать дальнюю стену, панель инструментов разместится на левой и так называемое меню «док» — на правой стене.
Компания Apple далеко не единственная из тех, кто осуществляет разработку трехмерных интерфейсов. Так известен не менее интересный Dynamic Graphics, удобство от практического применения которого, правда, вызывает сомнения. Разработку 3D-интерфейса ведет корпорация Sun Microsystems. Да и в архивах самой Apple можно найти HotSauce (другое название — Project X) — проект 90-х годов, описывающий трехмерное изображение содержимого файла MCF. «Патент еще не говорит о том, что технология будет реализована в коммерческом продукте, — как верно отмечает автор одного из зарубежных изданий. — Однако всегда интересно посмотреть, что делает вендор в своих лабораториях».
Заявка на получение патента была подана примерно в то же время, когда были обнародованы возможности новой версии Mac OS X — Snow Leopard (10.6), — выпуск которой планируется в будущем году. Ни намека на трехмерный интерфейс среди этих возможностей нет. Вероятно, его реализация состоится еще нескоро.