Читайте также первый материал, посвященный данному исследованию, и второй, в которых анализируются другие аспекты блогосферы.
Слухи о скорой смерти блогов, мягко выражаясь, слегка преувеличены. Как в глобальном масштабе, так и в масштабах национальных, то есть отдельно взятых стран. От себя добавлю, что и Украина не является исключением из этого правила. Блоггерам нашего отечественного разлива еще есть куда расти, развиваться и зарабатывать на своих выпестованных, если не кровью, то потом, проектах. Думаю, киевский Блогкемп даст ответы на некоторые вопросы.
А какова же экспертная оценка "старожилов" Блогосферы? Вот лишь некоторые из их высказываний.
"В 2004 году, когда стартовал Technorati, типичной реакцией на слово "блог" было "простите, что вы сказали?". Сегодня блоги — везде, даже кандидаты в президенты имеют блоги. Блог навсегда изменил изменил издательскую деятельность — теперь каждый может быть "сам себе издателем". Вопрос теперь больше не в дистрибуции, а в актуальности и доверии". Так считает блоггер со стажем, управляющий директор Foundry Group Брэд Фелд (Brad Feld).
"Сама идея блоггинга не исчезнет никогда, но процесс создания контента для конкретного блога или серии блогов будет претерпевать радикальные изменения.
В прошлом году мы видели, как возникали бесчисленные "микроблоггинговые" площадки, которые сами уже стали товаром. Будет продолжаться децентрализация и внутри слабоструктурированных услуг (например, FriendFeed), будут формироваться "микрокоммьюнити".
Видео будет также приобретать все более важное значение для передачи сложных сообщений, которые часто теряют в тексте. В то же время удельный вес аудиомессиджей будет продолжать уменьшаться в этой новой среде — спасутся только некоторые подкасты, представляющие "продуктивную" ценность. YouTube по-прежнему останется местом, где большинство людей будет смотреть Интернет-видео по запросу. "живое" видео насытит нашу жизнь и вместе с этим возникнут проблемы архивирования и индексирования видео клипов для Google и других поисковых систем". Так считает Крис Пирилло (Сhris Pirillo) , "производитель Интернет-контента с 1992 года".
"Коллективный разум комментаторов моего блога больше, чем мой" - отмечает Мартин Варсавский (Martin Varsavsky), основатель и CEO компании FON.
"Блоги будут заполнять каждую нишу экологии общественного творчества. Так должно быть. И так уже есть" - уверен писатель Дэвид Вайнбергер (David Weinberger)
"Блоги превратились из, в основном, американского феномена в глобальный мейнстрим, который генерирует все увеличивающуюся долю всемирного мирового “контента, производимого самими пользователями" - полагает венчурный капиталист Джойчи Ито (Joichi Ito).
"С журналистской точки зрения, блоги и им подобные "разговорные СМИ" вступают в новую фазу: когда речь заходит об информационных потребностях людей – они растут. Традиционные средства массовой информации используют такие инструменты, чтобы сделать лучше журналистику, они начинают привлекать к журналистике свою читательскую аудиторию.
Предприимчивые журналисты находят прибыльные ниши. Рекламодатели начинают осознавать ценность "разговорных" сайтов. Правда, есть и большие вопросы, в том числе один из важнейших – доверие. Но и тут мы видим прогресс. Лучшим блогам можно доверять как любому проверенному на практике СМИ, если даже не больше. Но аудитория постигает это, пожалуй, слишком медленно и не так активно, как того требуют современные средства массовой информации. Мы должны быть скептиками, но не ко всему относиться скептически. Надо прислушиваться к суждениям других для того, чтобы получать больше информации – и выходить из наших личных зон комфорта”. Такова точка зрения Дэна Гиллмора (Dan Gillmor), директора Центра предпринимательской деятельности цифровых СМИ в штате Аризона.
“Само слово “блог” не имеет никакого значения, важно то, что теперь блоги стали повсеместным явлением, и вскоре следует ожидать, что каждый интеллектуал (и совсем немногие из не-интеллектуалов) будет иметь медиа-платформу посредством которой он будет делиться с миром своими взглядами" - убежден литератор Сет Годин (Seth Godin).
“Блоггинг становится все легче и легче, и когда-нибудь мы все заведем блоги того или иного рода. И у каждого будет блог со своим собственным лицом" - пишет в своем онлайновом дневнике бизнесмен Фред Уилсон (Fred Wilson).
“Хотя сегодня блоггинг — это добровольная форма самовыражения, в будущем весь наш опыт, поступки, местонахождение и предпочтения будут автоматически регистрироваться непосредственно в Интернете. Будущее блоггинга — в автосинхронизации нашей жизни непосредственно в Сети, в незаметном фоновом режиме" - такую картину будущего рисует нам Иеремия Овиянг (Jeremiah Owyang), старший аналитик исследовательской фирмы Forrester Research.
“Хотя новые Вэб-инструменты категории "прямо сейчас" типа Twitter и потоковых аггрегаторов таких, как Friendfeed уводят наше внимание от классических блогов, последние все же остаются центральным местом для комментариев, размышлений и анализа" - констатирует Сьюзен Мернит (Susan Mernit), "блоггерианка" из People's Software Company.
“До недавнего времени "Блогосфера" упоминалась только небольшой группкой поведенных "гииков", круживших вокруг отдельного ресурса. Теперь этот термин относится к сотням миллионов людей, пользующихся огромным складом инструментов, которые позволяют людям вести себя в Сети, как в родном доме. Мы вступили в Век Нормализации в Блогосфере" - пишет литератор Шел Исраэл (Shel Israel).
"В будущем вы будете по утрам заходить на свой любимый блог и читать спортивные новости там, а не в местной газете" - считает Ричард Макманус (Richard MacManus), основатель и редактор ресурса ReadWriteWeb.
“В будущем блоги будут выглядеть иначе, они будут принимать множество форм, но их смысл останется прежним. Блоггинг не определяется технологией или расположением слов на бумаге. Скорее это образ мышления и в качестве такового блоги будут существовать еще долго-долго, развиваясь и улучшаясь" - убеждена Шарлин Ли (Charlene Li), духовный лидер из Altimeter Group.
С ней согласен и консультант Марк Эрлс (Mark Earls): “Блогосфера продолжает развиваться — тут и микроблоггинг, и макроблоггинг, и видеоблоггинг. Конечно, в блоги "играются" все больше компаний и политиков, но что более важно, так это то, что блоггинг приобретает все более "гражданский" вид и привлекает простых людей. Именно это и изменит наше восприятие блоггинга в будущем".
"Блоггинг продолжает размножаться в разных категориях, обеспечивая невероятно богатую экосистему инструментов для самовыражения и убедительного контента для читателей. Персональный блог, с чего все начиналось, и где один "писатель" просто записывал ежедневные размышления о своей жизни и/или своих интересах, всегда будет очень популярным. Однако блоги коллектива авторов будут также и впредь процветать. А огромное количество блогов сосредоточится на единой теме, представляющей интерес: от технических новостей до виноделия и вязания. Чем бы вы не интересовались, всегда можно найти сообщество людей, которые разделяют этот интерес.
Но, пожалуй, самым интересным является неуклонная эволюция в определении самого понятия "блог". Сегодня фото- и видеоблоги стали уже распространенным явлением. Микроблоггинговые платформы типа Twitter и Friendfeed являются своеобразным эквивалентом фастфуда блоггингового мира, и они продолжают набирать популярность, поскольку позволяют людям обновлять контент несколько раз в день, сообщая миру о том, что они делают, чувствуют и т.д.". Такова точка зрения Майкла Аррингтона (Michael Arrington), основателя популярного Интернет-ресурса TechCrunch.
"Во многих аспектах распространение блоггинга трансформировало венчурный бизнес — предприниматели ожидают уровень прозрачности , которого просто не существовало до того, как венчурные инвесторы начали вести блоги" - считает бизнесмен Дэвид Хорник (David Hornik).
В светлое будущее блогов верит преобладающее большинство блоггеров. "Энди Уорхол как-то сказал, что в будущем каждый сможет стать знаменитым за 15 минут. Его мысль заключается в том, что если раньше несколько деятелей были знамениты практически всю жизнь, то теперь многие будут становиться известными на какое-то короткое время. Я думаю, что количество блогов будет расти, однако их средняя продолжительность жизни будет сокращаться". Так считает эксперт Скотт Шеппард (Scott Sheppard).
"Все больше блоги будут использоваться в сфере образования, особенно среди старшеклассников, студентов и преподавателей. Блог-архивы будут рассматриваться как богатый источник по истории культуры человечества. Блоги станут средством для совместной работы команды единомышленников. Бизнес-компании, СМИ, издательства и даже государственные организации будут иметь определенные ресурсы в виде блогов, с тем чтобы содействовать лучшей коммуникации между людьми. Блоги также помогут бизнесу лучше узнать потребителей своей продукции" - полагает бизнес-леди Линн Марентетт (Lynn Marentette).
Подводя итог, можно констатировать, что блоги находятся еще только в начале пути. Скоро миллионы людей будут генерировать круглосуточный контент для блогов. Кто-то будет на этом делать деньги, кто-то вести дневник ради собственного удовольствия, но вычеркнуть блоги из Интернета уже невозможно — они стали его неотъемлеммой частью.
В Великобритании уже полным ходом идет дискуссия по поводу того, стоит ли включать в учебный план основы блоггинга. Газета Guardian рассуждает на тему YouTube Generation (Поколения YouTube).
Молодое поколение, "вооруженное" дешевыми видеокамерами, растет вместе с онлайн-видео, и взрослые должны обратить внимание на этот инструмент современного общения. Для современного подростка иметь блог также естественно как и иметь мобильник или ПК. Вот почему школы и университеты должны готовить молодых для того времени, когда резюме уже будет чем-то устаревшим, а его аналогом станет виртуальная репутация. Создание видеоблогов и онлайн-дневников должны быть частью школьного учебного плана, наравне с музейными экскурсиями и факультативными занятиями по искусству, полагают страстные сторонники блогов.
Уже и продвинутые западные политики используют блоги, чтобы найти общий язык с избирателями, особенно, с молодежью.
Вот такие проблемы обсуждают там, "у них". Как обстоят дела у нас, мы расскажем в самом ближайшем будущем.