Честно говоря, я хотел начать с того, что наконец-то акционеры между собой разобрались, и теперь мы можем спокойно работать. Но оказалось, что у Altimo снова появились вопросы к Telenor.
Тем не менее я хочу подвести итоги нашей деятельности в Украине, а также немного остановиться на вопросах слияния двух компаний - "Вымпелкома" и "Голден Телекома".
Итак, 2007 год был годом успеха. Действительно, "Билайн" добился больших успехов. Мы работаем еще недолго. Мы на рынке всего один год и восемь месяцев. Мы самый молодой оператор сотовой связи на рынке Украины (еще моложе Utel от "Укртелекома" - ITnews ). За это время мы доказали и рынку, и нашим акционерам, что бизнес Beeline в Украине является эффективным. Мы смогли выйти на положительные показатели. На самом деле для любой компании, которая тратит много средств на строительство сети, подготовку продуктов, такой показатель является достаточно уникальным. Мы увеличили свою выручку в 2007 году на 212% по сравнению с 2006 годом.
Каким образом это удалось сделать? Как и любой компании, нужно иметь продукт, его продвижение и сплоченную команду. Я хочу сказать, что по всем этим трем вопросам 2007 год был очень удачным.
Что касается продукта, это в первую очередь техническая сеть. Мы ее строили 1 год и 8 месяцев. На сегодня мы имеем самую современную техническую сеть не только в Украине и странах СНГ, но и наверное лучше, чем в большинстве стран Европы. Мы построили более 12 тыс. км оптоволоконных сетей. Если сравнивать с Россией со значительно большей территорией, там у Beeline даже меньше 12 тыс.км оптоволокна. Наша транспортная сеть полностью обеспечивает не только наши потребности в каналах связи, что позволяет предоставлять нашим абонентам качественную услугу, но и предоставлять часть избыточной емкости в аренду третьим лицам. И этот бизнес приносит компании достаточно существенный доход.
За это время покрытие увеличилось в три раза, и сегодня мы охватываем территорию, где проживает почти 90% населения Украины.
У нас есть еще одно серьезное преимущество, которым мы воспользуемся уже в этом году — это наша единая биллинговая система — единая система обслуживания во всех странах, где присутствует Beeline. То есть наши абоненты получают одинаковые условия во всех странах. Это особенно интересно для корпоративных клиентов, которые имеют бизнес в этих странах. Ни один из других операторов на сегодня такого предоставить не может.
За 2007 год мы вывели 6 тарифов для частных клиентов и 3 — для корпоративных. Один из самых популярных "29" - он принес новизну на украинский рынок. До этого ни одна из компаний не предлагала такую цену для разговоров на другие сети. Учитывая очень высокий уровень интерконнекта, это предложение явилось революционным и неожиданным для рынка. И при этом оно приносит очень хороший доход.
Наша команда является одной из лучших, креативной, мы очень быстро реагируем на изменения, и мы умеем работать с ограниченными ресурсами. Вот то, чего не умеют многие другие команды в Украине. Лучшими по группе компаний "Вымпелком" признаны PR-служба, служба обслуживания клиентов, служба безопасности и техническая дирекция. Наш технический директор получил "Бриллиантовую пчелу" - реальную золотую пчелку с бриллиантиком. Также наша дирекция по продажам является лучшей в СНГ.
MOU (сколько минут выговаривает абонент в среднем в месяц) каждый квартал прирастает, т.е. наши абоненты все больше и больше пользуются нашей связью. ARPU также постоянно рос. Небольшое снижение ARPU в четвертом квартале связано с тем, что мы в 3-м квартале провели успешную рекламную кампанию услуг для туристов, которые приезжали в Украину. И мы сделали больше, чем рассчитывали. Услугами нашей компании воспользовалось много роумеров из России, Беларуси и других стран, которые отдыхали в Крыму, на Азовском море, в Одессе. Поэтому ARPU 3-го квартала оказался выше, чем мы ожидали, а небольшое снижение произошло в 4-м квартале.
Мы продолжаем инвестиции в Украину, продолжаем строить сеть. Мы продолжаем вкладывать обещанных полмиллиарда долларов. Мы проводим серьезные мероприятия по поддержанию высокого качества сервиса по обслуживанию клиентов, в частности открываем второй колл-центр в Черкассах. Мы будем выпускать много тарифных планов. Будут интересные корпоративные предложения. И в этом году уже запустили 3 новых предложения. Это "Есть тема" для массового сегмента. Также запустили тариф "Донецкий". Кстати у нас есть уникальная возможность, которая отличает нас от других сотовых операторов Украины, - мы можем запускать тариф для отдельно взятого региона. Кстати, этот тариф очень хорошо пошел. Ну и тарифный план "Детский" - хорошее предложение для обеспечения спокойствия родителей.
Мы четко видим цель и путь, по которому к ней идти. И я думаю, что в 2008 году окончательно будут сняты все вопросы между нашими акционерами.
Что касается слияния, что бы Вы могли сказать?
Сделка по приобретению "Вымпелкомом" "Голден Телекома" завершена. И начался процесс по слиянию компаний, которые работают в разных странах. У нас состоялось большое совещание по путям ведения совместного бизнеса. При чем было отмечено, что украинские компании в некоторых вопросах успели продвинуться дальше и продуктивнее, чем это успели сделать в России. Ну понятно, они меньше и могут быстрее адаптироваться. Мы открыли национальный роуминг для мобильных абонентов ГТ в своей сети. И сейчас порядка 700-800 абонентов регистрируется ежедневно в нашей сети. Очевидно, что будут снижены тарифы для абонентов ГТ на национальный роуминг.
Что здесь можно сказать? Ну во-первых, никаких революционных либо структурных изменений в ближайшее время не предвидится. То есть две компании как были на рынке, так и остаются. У каждой есть бизнес-план, у каждой есть свои бюджеты. Но при этом мы максимально планируем использовать совместные ресурсы и постараться за счет этого во-первых увеличить выручку и снизить затраты. Вот это путь, по которому мы двигаемся и в России, и в Украине.
А будет ли переводится мобильное подразделение "Голден Телекома" в Beeline, что было бы логично?
Вы знаете, на самом деле это один из вопросов, который обсуждается. У нас создано девять рабочих групп. Изначально так сложилось в Украине, что "Голден Телеком" очень силен в корпоративных продажах, а мы сильны в продажах массового рынка. Сейчас естественно идет обсуждение о том, как будут использоваться ресурсы, нужно ли переводить мобильный ресурс ГТ в Beeline. Окончательного решения пока еще нет, потому что этот процесс достаточно сложен. Это связано не только с переводом абонентской базы, но и еще использование частот, использование номерного ресурса. Это юридически сложная процедура, которую нужно пройти.
Будет ли и когда 3G-роуминг для абонентов Beeline в сети "Укртелекома"?
Мы подписали договор о роуминге с "Укртелекомом". Кстати, мой телефон сейчас работает, я могу переключиться на 3G-сеть и получать высокоскоростной доступ в интернет. Сейчас мы продолжаем работы по подготовке наших абонентов к сети 3G "Укртелекома". Почему мы не делали это до сих пор? Возникали некоторые сложности в стыке. Сейчас мы решаем технические проблемы, и в ближайшее время введем эту услугу для наших абонентов. На первом этапе мы планируем сделать только передачу данных, о видеозвонках речь пока не идет. Есть технические проблемы, которые еще до конца не решены.
Кстати, сегодня в сети регистрируется порядка 1100 абонентов ежедневно, т.е. практически десятая часть.
На какой стадии передача лицензии на WiMax в пользование Beeline?
Вообще, конечно стоят вопросы о передаче лицензии. Законодательство Украины предусматривает передачу лицензии в одном случае — при слиянии, поглощении компаний. То есть это возможно в том случае, если принято будет решение слить две компании в одну. До этого момента осуществить передачу лицензий проблематично. В Украине были некие прецеденты, когда компания делилась, выделяла отдельный бизнес в отдельную структуру и как бы передавала это другой компании. Но законодательством не предусмотрена передача лицензии, соответственно,
У вас не было идеи предложить телефон, который бы работал с двумя симками, как сделал конкурент?
Отвечает Антон Володькин, директор по маркетингу: Проект теоретически интересный, но мы решили его для себя не делать. Потому что существуют публичные телефоны с 2 сим-картами. Во-вторых, та модель, которую предложил коллега по рынку, не очень хорошо работала. Нам кажется, что заинтересованность вендоров в первую очередь предлагать такие модели. Более того, сейчас мобильный телефон стоит от 150 грн. и можно вполне купить второй телефон за небольшие деньги.
Сколько у вас контрактных абонентов?
Очень немного. Фактически 1 год и 8 месяцев мы работали на препейдных абонентов. Мы закончили развитие своей структуры, которая будет заниматься постпейдным рынком. И мы построили сеть, которая будет удовлетворять потребности постпейдного клиента только к концу прошлого года. У "Голден Телеком", кстати, больше постпейдных клиентов.
Это контрактные или корпоративные?
И те, и те к ним относятся.. В этом году, думаю, количество таких абонентов значительно увеличится.
Вы поддерживаете введение услуги переносимости номера?
Законодатель примет такое решение — мы введем. Но это требует много технических усилий. И в любом случае с момента принятия такого закона до момента внедрения пройдет полтора-два года. Сейчас идет обсуждение всех вопросов. Мы — за. Приветствуем то, что абонент может выбирать. Ему удобно переходить с тем же номером к другому оператору.
Вы готовы тратить на это деньги? Это же подразумевает немалые инвестиции.
Ну в общем да.
Какая схема переносимости номера на рынке будет наиболее удачной? Кто должен выступать регулятором?
Конкретную схему для себя мы не определяем.
Насколько эффективен будет этот принцип? Насколько он может привлечь абонентов от других операторов?
На самом деле все зависит от абонента. Если он видит, что у другого оператора есть интересный тариф и его устраивает зона покрытия и качество обслуживания, он перейдет. Сделай какой-то прогноз для Украины, сколько будет переходить, я не берусь. Но есть международный опыт. Это где-то порядка 10%.
Антон Володькин: По косвенным исследованиям мы видим, что каждый пятый абонент не отрицает возможности переноса номера
Это зависит от того, насколько это удобно будет для абонента. Если он приехал, написал заявление, и ему делают в течение часа. Это будет нормально. А мы изучали европейский опыт — там есть до 7 дней, до месяца.
А учитывая, что украинский абонент не привык писать каких-либо документов для получения услуг сотовой связи, это может стать одним из стоп-факторов.