Украина два месяца назад вступила в ВТО. А это означает, что все
нормативные документы должны быть приведены к международным стандартам.
Международные стандарты – упрощенные, сведенные к минимуму разрешительные документы, регламентирующие ведение бизнеса.
Введение допмаркировки – не упрощает схему отношений власти и бизнеса, а наоборот – усложняет. Значит, - идет в разрез с общегосударственной политикой членства Украины в ВТО.
Допмаркировка, как любая бюрократическая схема, неминуемо породит очередную коррупционную схему, что тоже противоречит общегосударственной политике - программе правительства по борьбе с коррупцией.
Допмаркировка не сможет стать и инструментом борьбы с контрабандой , поскольку марку клеить можно заставить только нас – честных, белых игроков рынка, которые и так торгуют белым товаром. А мы, в общей совокупности, занимаем всего лишь 23% рынка.
А остальные 77% - так называемые «подвальники» или «ларечники», торгующие контрабандой, марки клеить не станут.
Игроки рынка информационно-коммуникационных технологий имеют общую позицию касательно введения Укрчастотнадзором дополнительной маркировки мобильных терминалов, с целью борьбы с контрабандой.
Эта позиция полностью соответствует государственной политике в отношении приведения бизнес-процедур к международным стандартам ВТО и борьбе с коррупцией и контрабандой. Нам, белому бизнесу, выгодно как первое, так и второе, так и третье.
От имени участников рынка ИКТ, я обращаюсь к Национальной комиссии регулирования связи и Укрчастотнадзору с просьбой отменить введение дополнительной маркировки мобильных терминалов.
На прошлой неделе ведущие импортеры и дистрибуторы обратились со своей позицией к Укрчастотнадзору. Однако мы получили (пока устный) ответ, что оснований для отмены решения о допмаркировке Укрчастотнадзор пока не видит.
Надеемся, что сегодняшний диалог, выведенный в публичное поле, станет основанием для принятия НКРЗ (Укрчастотнадзором) решения обоюдного и взаимовыгодного – об отмене о допмаркировки.
Ведь государство и бизнес едины в стратегических позициях (ЗА-«ВТО», ПРОТИВ – «коррупции» и «контрабанды»). Значит, - в процедурных моментах тоже можно найти точки соприкосновения.
Белый бизнес считает допмаркировку нецелесообразной не только потому, что она противоречит общегосударственной политике в целом, но и является лишней и противоречивой и взаимоисключающей в частностях.
Примеры:
1) Зачем нужна еще одна бюрократическая норма, которая соответственно письменному документу (положения № 802 и 803) должна защищать Украину от некачественного товара (что УЖЕ делает вендорская маркировка)
согласно устной риторике Слободянюка – бороться с контрабадой (что УЖЕ делает разрешение на ввоз)?
2) Согласно процедуре, допмаркировка требует от розницы дополнительной отчетности перед Укрчастотнадзором.
Т.е. к той массе отчетов о проданных мобильных терминалах, которые мы УЖЕ готовим в госорганы, прибавится еще один, но, как это отобразится на борьбе с контрабандой? Никак! Напротив – породит новый виток коррупции.
3) В постановлении говорится только о том, что производитель должен клеить марки и ничего о ритейле.
Но, вместе с тем, Постановление о допмаркировке обязывает ритейлеров продавать только маркированные телефоны.
4) Процедура реализации и маркировки импортированных товаров в Положеннии не прописана . Хотя основой канал происхождения мобилок на территории Украины - импорт. Положение № 803 регламентирует только порядок маркировки мобильных телефонов производителями, розничными кампаниями, которые должны маркировать остатки на складах, а также порядок реализации промаркованных терминалов.
5) Закон «О радиочастотном ресурсе» говорит о том, что НКРС в рамках своих полномочий может прибегать к дополнительным мерам с целью препятствовать ввозу устройств, не допущенных к использованию на территории Украины. Но ведь мобильные терминалы УЖЕ разрешены к использованию в Украин е. Значит, дополнительные меры могут применятся к каким-то другим товарам, но не к мобильным телефонам.
И последнее
Считаю неободимым еще раз вернуться к теме борьбы с контрабандой.
В начале февраля этого года господин Слободянюк дал пресс-конференцию, посвященную введению маркировки. На пресс-конференции было сказано о том, что допмаркировка имеет благую цель борьбы с контрабандой, пополнения государственной казны за счет дополнительных налоговых сборов.
Однако каждый орган государственной власти должен выполнять свою функцию: Государственная налоговая инспекция – собирать налоги, Таможенная служба бороться с контрабандой, а МВД и СБУ выявлять и наказывать нарушителей закона и порядка. Сейчас все эти функции на свои плечи взвалил Укрчастотнадзор.
Большой бизнес готов к конструктивному диалогу с властью, более того у нас есть опыт проведения успешных переговоров с госорганами, в результате которых мы достигали компромиссных вариантов, которые устраивали и нас и государство.