Почему производителям выгоднее договариваться с оптовыми и розничными продавцами техники, нежели, скажем, открывать свои фирменные магазины-салоны?
Прежде всего, стоит отметить, что производители занимаются развитием продукта, а розничные - развитием своей сети магазинов. Поэтому на сегодняшний день, наверное, более своевременным был бы вопрос – почему производители продают не только розничным продавцам техники, но и дистрибьюторам? Ответ достаточно прост. К примеру, компания "Юг-Контракт" обеспечивает сервисы, которые не могут обеспечить ни производители, ни сами магазины, а именно: более быструю доставку товара до магазина, обслуживание товара на полках с помощью службы мерчандайзинга, отгрузку товара с 20 региональных представительств по всей территории Украины, проведение совместных маркетинговых мероприятий и т.п.
А что касается интернет-магазинов?
Если говорить об интернет-магазинах, то до недавнего времени этот канал сбыта серьезно не рассматривался ни одним из производителей. Однако ситуация на рынке меняется и мы думаем, что текущий и следующий год будут переломными, и отношение производителей к этому динамично развивающемуся каналу будет меняться и выходить на качественно новый уровень сотрудничества. Следовательно, стоит ожидать появления ряда маркетинговых программ, направленных именно на интернет-магазины. Такие программы, по нашему мнению, могут включать проведение специализированных акций в этом канале, предоставление эксклюзивных моделей, которые будут продавать только через интернет, создание каких-либо так называемых клубов и др.
Основной целью данных программ станет, с одной стороны, акцентирование внимания магазинов на продажах того или иного продукта, с другой – регулирование цены в интернет-торговле.
Ряд розничных сетей сегодня открывает (или открыли уже) торговые площадки (магазины) в Интернете. Насколько способствуют интернет-магазины росту продаж?
Можно выделить две основные направленности работы интернет-магазинов, которые открыты на базе розничных сетей. Первая – интернет-магазин как средство коммуникации. В этом случае такой магазин имеет то же название, что и розничная сеть, тот же ассортимент и цены. Основная аудитория подобного интернет-магазина – это так называемые "ленивые" покупатели, у которых нет желания или времени посетить реальный магазин.
Вторая – открытие интернет-магазина как отдельного канала сбыта. В этом случае сильной стороной такого магазина является возможность использовать ресурсы компании, такие как склад, оборотные средства, персонал, транспорт и т.п. Однако, с точки зрения покупателя, никакой взаимосвязи между этим магазином и розничной сетью нет, т.к. этот магазин носит другое название, имеет отличные цены и работает наравне с другими участниками рынка. Доля продаж сети через подобные магазины – сателлиты может достигать 5% от общего оборота сети.
Ни для кого не является секретом, что по большому счету в Украине сегодня Интернет не регламентируется никакими законодательными актами. В таком случае, насколько законной является деятельность интернет-магазинов, которые открываются розничной торговой сетью? Является ли интернет-магазин одним целым с сетью? Если нет, как регулируется его деятельность?
На самом деле деятельность интернет-магазинов регламентируется Законом "О защите прав потребителей", той частью, которая касается дистанционной торговли. Требования к интернет-магазинам выдвигаются более суровые, чем к обычным магазинам. Однако иногда бывают ситуации, когда при возникновении спорного вопроса найти продавца в Интернете не так-то просто, ведь единственным способом коммуникации является телефон, а на сайте интернет-магазина зачастую указан только один контактный номер, да и тот не всегда работает. В таком случае можно сказать, что одноименные с розничной торговой сетью интернет-магазины находятся в более выгодном положении, поскольку уровень доверия к ним изначально выше благодаря известному на рынке имени.