Современные шахматные компьютеры, невзирая на многократно выросшую вычислительную мощность, по-прежнему не могут "думать" в общепринятом смысле этого слова. Действия их рассчитываются по строгим алгоритмам, руководящих реакцией на тот или иной ход противника.
При этом, играя белыми, компьютер выбирает первый ход из стандартного перечня возможных дебютов, который как правило не отличается нестандартными решениями.
Недостаток подобного подхода наглядно можно было наблюдать на поединке двух суперкомпьютеров в Нидерландах. По обе стороны доски встретились шахматная программа Shreder и 16-процессорный суперкомпьютер Hydra, действующий по своему собственному алгоритму. Первые 27 ходов, сделанных компьютерами строго соответствовали "каноническим" ситуациям, давно и не раз повторенным на доске людьми.
И только на 28-м ходу Hydra начала "думать" самостоятельно. Увы, было поздно - любая цепочка решений, рассчитанная суперкомпьютером вела к неизбежному поражению. Случилось это из-за того, что дебют, которого придерживалась Hydra, изначально содержал в себе небольшую ошибку, остававшуюся незамеченной на протяжении многих лет игроками из плоти и крови. А вот электронный оппонент эту ошибку заметил.