16 октября 2008, 14:42

"Спиновый эффект Зеебека" может привести к созданию батареек без электричества

Исследователи из Иокогамского университета Keio открыли так называемый «Спиновый эффект Зеебека», который может быть положен в основу работы всех видов электронных устройств. Однако, до этого пока далеко. Проект не предусматривает создания в ближайшем будущем приборов на основе технологии, использующей спиновый эффект Зеебека.

Ученые обнаружили, что в результате нагревания с одной стороны намагниченного никель-железного прута в материале происходит изменение расположения электронов согласно их спинам (спин — это собственный магнитный момент): спины являются квантовыми эквивалентами северного и южного полюсов в магните. В нагретом пруте электроны со спинами, направленными "вверх", предпочитали (если можно так выразиться об электронах) теплые участки, электроны со спинами, направленными "вниз", наоборот, выбирали холодные части. Открытый эффект можно использовать для передачи данных. При этом такая передача не будет сопровождаться перегревом материалов, как в случае электрического тока.  Таким образом «спинотронные» устройства будут работать с большей производительностью и меньшим энергопотреблением. К примеру, данная технология может использоваться для создания спинотронной батареи, предназначенной для компьютерных чипов. Такая батарея, вместо обычного электрического тока, будет продуцировать спиновый дисбаланс на своих двух электродах, и за счет этого чип будет работать и записывать информацию магнитным способом.