Киргизский оператор «Скай мобайл», права на который оспаривает МТС, переходит под бренд «Билайн».
Правда, сам «Вымпелком» пока не спешит стать полноправным владельцем киргизской компании
С 9 июня «Скай мобайл» переходит на бренд «Билайн», рассказал «Ведомостям » руководитель службы по связям с общественностью «Вымпелкома» в СНГ Артем Минаев. Специалист абонентской службы киргизской компании подтвердил, что подготовка к ребрендингу уже идет. Mobi (бренд «Скай мобайла») стал «Билайном», сказал он, обещав рассказать об этом подробно «через 5-6 дней».
По данным исследовательской компании AC&M Consulting, «Скай мобайл» обслуживает около 1,5 млн абонентов, его ближайший конкурент «Бимоком» — 1,2 млн (вместе занимают более 80% рынка). Летом 2006 г. «Скай мобайл», не имевший ничего, кроме лицензии на сотовую связь, был приобретен компанией Altimo (владеет 44% «Вымпелкома»). Вскоре после этого российское ЗАО «Резервспецмет» продало «Скай мобайлу» оборудование и абонентов крупнейшего на тот момент киргизского сотового оператора «Бител». С тех пор права на активы «Скай мобайла» в разных судах отстаивает МТС, которая еще в 2005 г. отдала $150 млн за 51% «Битела», но осталась ни с чем: верховный суд Киргизии счел владельцем «Битела» «Резервспецмет». «Мы внимательно следим за ситуацией и учитываем ее в наших судебных действиях» — так пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая прокомментировала вчера ребрендинг «Скай мобайла».
«Вымпелком» всего лишь помогает своим казахским партнерам из компании Crowell, объясняет Минаев. Именно Crowell сейчас владеет 100% «Скай мобайла», а также 25% Limnоtex (контролируется «Вымпелкомом» и владеет казахским оператором «Кар-тел»). По словам Минаева, бренд будет предоставляться в рамках договора об оказании консультационных услуг, заключенного между «Кар-тел» и Crowell в апреле 2008 г. В феврале того же года «Вымпелком» выдал Crowell кредит на $350 млн под 10% годовых под залог 25% Limnotex и опционы на 100% «Скай мобайла». Кредит выдан на 18 месяцев, т. е. его срок истекает в августе 2009 г. Договоренности не пересматривались, «Вымпелкому» по-прежнему принадлежат эти опционы, говорит Минаев, не уточняя, когда они могут быть реализованы.
Появление бренда «Билайн» — это подготовка к дальнейшей сделке по передаче «Скай мобайла» «Вымпелкому», предполагает близкий к «Бимокому» источник. Ребрендинг не предполагает, что «Скай мобайл» обязательно войдет в группу компаний «Вымпелком», настаивает Минаев. По его словам, «Вымпелком» и ранее передавал права на использование бренда «Билайн» независимым компаниям, например операторам стандарта DAMPS в российских регионах. Но большинство из этих компаний не становились «дочками» «Вымпелкома». Все затраты по ребрендингу «Скай мобайла» берет на себя киргизский оператор, он же будет платить «Вымпелкому» фиксированную сумму за использование бренда «Билайн» (ее размер не раскрывается). Вывод бренда «Билайн» позволит «Скай мобайлу» укрепить позиции на рынке Киргизии, а также повысить популярность бренда на территории СНГ, уверен Минаев.
Известность бренда «Билайн» в сопредельных государствах — безусловное преимущество «Скай мобайла», замечает партнер AC&M Consulting Антон Погребинский. Но Киргизия — небогатая страна и местный рынок более чувствителен к ценовым предложениям, а не к силе бренда, считает он.