В изменениях к новому Налоговому кодексу Украины, принятых Верховной Радой 7 июля 2011 года, предложения Телекомпалаты были учтены. Понятие «роялти» теперь дополнено платежами за программы организаций вещания.
Изучая практику взаимодействия провайдеров программной услуги и правообладателей программ, Телекомпалата выяснила, что между некоторыми законодательными актами существует несоответствие. Согласно Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» программы организаций вещания являются интеллектуальной собственностью – объектом смежных прав. Однако в Налоговом кодексе платежи за использование программ организаций вещания в термин «роялти» включены не были. Это не предоставляло однозначной возможности относить платежи за использование права передач (программ) организации вещания в налоговом учете к роялти. Для устранения неточностей Телекомпалата инициировала ряд изменений в Налоговый кодекс.
Предоставление абонентам доступа к иностранным программам в Украине требует четкого определения статуса платежей, которые уплачиваются провайдерами программных услуг в пользу иностранных правообладателей на основе лицензионного договора. ТПУ предложила прямо закрепить в Налоговом кодексе отнесение их к понятию «роялти». «Такой шаг является вполне логичным, так как право собственности на передачи вещания к провайдеру программной услуги не переходит, что обеспечивает выполнение требования Налогового кодекса в части ограничения при определении роялти», – считает эксперт Телекомпалаты Оксана Павленко.
Благодаря инициативе ТПУ 7 июля 2011 года в Верховной Раде при принятии во втором чтении Законопроекта №8217, которым предусматривается внесение изменений в некоторые пункты Налогового кодекса Украины, понятие «роялти» было изменено. В частности, в п. 14.1.225. НКУ в перечень объектов для определения платежей роялти были внесены передачи (программы) организации вещания. Сейчас ТПУ ожидает подписания закона Президентом Украины.
Следующим шагом ТПУ инициировала отмену дискриминационного отношения к субъектам хозяйствования сферы телерадиовещания. Однако Верховная Рада предложение Телекомпалаты не поддержала. В отличие от других видов хозяйственной деятельности, провайдеры не могут относить роялти в полном объеме на затраты операционной деятельности. В отношение провайдеров программной услуги все еще действует ограничение, позволяющее им включать в операционные затраты сумму роялти, не превышающую 4% от общего дохода за предыдущий год. «У субъектов хозяйствования сферы платного телевидения платежи правообладателям программ составляют около 80% затрат операционной деятельности. Необходимость за свой счет покрывать 96% затрат на роялти существенно уменьшает финансовый результат деятельности провайдеров, что ограничивает возможность покупать качественные программы для своих абонентов», – комментирует Оксана Павленко.
Несмотря на аргументацию ТПУ в отношение пересмотра ст. 140 Налогового кодекса, в которой прописаны особенности определения затрат двойного назначения, статья осталась в прежней редакции. По мнению Оксаны Павленко, именно такие изменения Налогового кодекса смогут выступить серьезной поддержкой провайдеров и будут способствовать развитию сферы платного телевидения в Украине. «В долгосрочной перспективе оптимизация финансового результата деятельности провайдеров за счет включения платежей роялти в полном объеме в состав операционных затрат позволит обеспечить своевременный переход к цифровому телевидению и полноценное развитие информационного общества в Украине в целом», – уверена Павленко.
Телекомпалата будет продолжать работу по пересмотру условий деятельности субъектов хозяйствования сферы телерадиовещания для укрепления позиций телеком рынка Украины.