4 марта 2015, 10:30

Space X запустил на орбиту два телекоммуникационных спутника

Космический дискаунтер Space X запустил на орбиту два телекоммуникационных спутника. Ракета Falcon 9 была запущена с американского космодрома Cape Carnival.

Первый спутник принадлежит Eutelsat, второй – сингапурской компании Asia Broadcast, оба аппарата изготовлены компанией Боинг.  Следующий запуск Space X назначен на апрель,  груз будет доставлен на Международную космическую станцию.

Предприниматель Элон Маск, известный также своими электромобилями, в некоторый момент осознал, что на рынке запуска есть определённые возможности по снижению стоимости. Компании, которые работали на этом рынке, привыкли к щедрым государственным заказам и конкурировали, главным образом, в сфере  создания всё более мощных ракет, способных увеличить объём доставляемых на высокие орбиты грузов.  В то же время, телекоммуникационной индустрии требовались спутники для предоставления услуг связи и телевидения, которые в некоторые период были не слишком интересны “старым” игрокам индустрии. Элон Маск увидел здесь золотую жилу, более перспективную, чем космические такси, о которых тогда, главным образом, писала пресса. В итоге Space X cстал  первым дискаунтером на рынке космических запусков.

Space X входит в тройку хай-тек стартапов самой высокой капитализации. Рынок оценивает детище Маска в 12 миллиардов долларов. Общий объём инвестиций в компанию составляет 1,1 миллиарда долларов. Может вызвать удивление, что капитализация Space X при сопоставимом объёме инвестированных средства в  разы ниже, чем у системы управления заказом такси Uber (41,2 миллиарда) и практически равна стоимости Dropbox. На наш взгляд, это связано со значительными рисками индустрии и, вполне возможно, невысокой в перспективе маржинальностью бизнеса. Дело в том, что стоимость самих ракет-носителей на порядок ниже, чем стоимость полезной нагрузки, которую они выводят на орбиту. Неясно, насколько вообще стратегия дискаунтера жизнеспособна на этом рынке. В этом и состоит основной аргумент более традиционных производителей ракет-носителей – какая разница, сколько будет сэкономлено, если полезная нагрузка будет потеряна? Ведь она – на порядок дороже. К настоящему моменту на 15 запусков носителя Falcon приходится одна частичная неудача, что приблизительно и отражает риски подхода.  Основными конкурентами компании можно считать Боинг, Локхид Мартин, французская Arianespace и, разумеется, Роскосмос, однако все они, в силу своей специфики, нацелены не столько на снижение стоимости, сколько на увеличение мощности носителей.

Один из возможных проектов, который позволит Space X окупиться – 10-миллиардный проект Google по запуску четырех тысяч спутников на высоту 750 километров. Этот проект будет предоставлять доступ к Интернету, в первую очередь – в тех странах, где Сеть ещё мало распространена. Запуская группы спутников при помощи собственных носителей, Маск мог бы получить синергетический эффект  - планируется, что над проектами будут работать одни и те же специалисты . Однако и эта область не свободна от конкуренции, - известно, что британский предприниматель Ричард Брэнсон инвестирует в конкурирующий проект OneWeb.


Оцените новость:
  • 0 оценок