В настоящее время сетевые дневники, так называемые блоги (от англ. blog - от web log), есть уже у 800 тысяч российских пользователей интернета. Откровения некоторых сотрудников на страницах Livejournal.com могут представлять серьезную угрозу для работодателей.
Компаниям все чаще следует брать в расчет то, что работающие в них люди имеют привычку регулярно пользоваться компьютерами - в рунете около 20 миллионов пользователей. "Ни для кого не секрет, что в интернет-дневниках люди часто пишут нелицеприятные вещи о своих начальниках, обсуждают ту или иную рабочую ситуацию, а в некоторых случаях - даже нововведения компании", - сказал ведущий специалист компании Romir Иван Матвеев.
Полтора года назад сотрудники молочного комбината "Нижегородский" (входит в "Вимм-Билль-Данн") с удивлением обнаружили в интернете зарплатные ведомости родного предприятия - с указанием того, кто и сколько получает. Как передают Подробности, источником утечки оказался 32-летний электромонтер комбината. Он взломал локальную сеть компании, а увидев зарплатные ведомости, расстроился и решил отомстить.
Электромонтер не подписывал документов о неразглашении коммерческой тайны и не мог быть уволен. Он отделался легким испугом: ему разъяснили, что перспектив для личного и профессионального роста в компании у него осталось немного, и он написал заявление об увольнении по собственному желанию.
Юна Скобликова, директор хедхантинговой компании Green Street, не знает случаев, когда бы сотрудников российских компаний увольняли из-за их чрезмерно доверительных отношений с интернетом. "Чаще всего работодатели предупреждают такие ситуации, жестко регламентируя работу персонала в этой области", - добавляет она.
Например, ограничивают доступ на сайты, делая его возможным лишь с нескольких офисных компьютеров, да и то после предварительной заявки и подробного обоснования целей. В качестве примера Скобликова приводит группу компаний, специализирующуюся на производстве и продаже стройматериалов, сотрудники которой могли свободно общаться лишь по локальной сети.
Владельцы бизнеса ввели такие ограничения после того, как компания заняла лидирующие позиции в своем сегменте, - они серьезно опасались утечки информации и происков конкурентов.
Правда, все это серьезно тормозило рабочий процесс. "Например, маркетологам срочно требовалось какое-нибудь исследование, - сказала Скобликова. - Многоступенчатый контроль не позволял специалистам в этот же день познакомиться с необходимой для работы информацией. И часто получалось так, что о новостях маркетинга или любопытных результатах исследования сотрудники этой компании узнавали через сутки-двое".
"Любая запретительная мера неэффективна", - считает Борис Щербаков, гендиректор представительства международной корпорации Oracle в СНГ. В его компании предпочитают действовать "через увещевания". "Наши сотрудники при приеме на работу подписывают специальное соглашение о неразглашении конфиденциальной информации. Эту же меру предусматривают трудовой договор и корпоративный Кодекс чести".