По данным исследования рынка ноутбуков, проведенного холдингом AVentures Group, в первом полугодии 2007 года в Украине наблюдалась тенденция увеличения денежных и количественных показателей рынка на фоне снижения средней себестоимости устройств.
Сопоставляя данные за первое полугодие 2006 и 2007 гг., аналитики холдинга отмечают возросшее более чем вдвое (на 113%) количество продаж ноутбуков конечным пользователям в первом полугодии 2007 г. Так, за первые шесть месяцев 2007 г. продажи составили 213 тыс. устройств, против 100 тыс. устройств, реализованных за аналогичный период прошлого года.
Соответственно, рынок вырос и в денежном выражении, составив $173,5 млн., в первом же полугодии 2006 г. этот показатель составлял $89,2 млн. В процентном соотношении рост рынка составил лишь 94,5%, что, по словам аналитиков холдинга, объясняется снижением средней себестоимости устройств, которая по итогам первых шести месяцев 2007 г. составила $814. При этом в первом полугодии 2006 г. она равнялась $892.
Что касается игроков рынка, аналитиками холдинга было отмечено некоторое перераспределение продаж между основными производителями ноутбуков в первом полугодии 2007 г. Лидирующую позицию занимает компания Asus, увеличившая свою долю с 21% (первое полугодие 2006 г.) до 29% (первое полугодие 2007 г.). Также была зафиксирована тенденция роста продаж компании Acer с 21% (первое полугодие 2006 г.) до 25% (первое полугодие 2007 г.) и компании Samsung с 8% до 13%. Наряду с этим за первые шесть месяцев 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. было отмечено снижение доли продаж таких компаний: Toshiba c 14% до 8%, HP c 8% до 4% и Fujitsu Siemens c 8% до 3%. Доля прочих производителей в продажах ноутбуков за первые шесть месяцев 2007 г. составила 18%.
Согласно предложенному анализу, наблюдаются некоторые изменения долей ценовых сегментов в структуре продаж ноутбуков в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. Так, на 5 процентных пунктов уменьшилась доля младшего ценового сегмента "менее $800" и составила 58% от общего числа продаж. При этом увеличились с 20% (в первом полугодии 2006 г.) до 25% (в первом полугодии 2007 г.) продажи устройств среднего ценового сегмента (стоимостью от $800 до $1200). Незначительные изменения в сторону уменьшения доли продаж произошли в ценовом сегменте "$1200-1700" – с 10% (в первом полугодии 2006 г.) до 8% (в первом полугодии 2007 г.). Что касается ценового сегмента себестоимостью свыше $1700, здесь аналитики отмечают рост продаж с 7% до 9%. Как отмечает Сергей Дорофеев руководитель департамента маркетинга холдинга AVentures Group, увеличение спроса в этом сегменте (свыше $1700) объясняется, прежде всего, появлением здесь устройств, представляющих собой альтернативу полнофункциональному мультимедийному настольному ПК, на фоне снижения средней себестоимости в этом ценовом диапазоне.
Однако специалисты холдинга отмечают в первом полугодии 2007 г. уменьшение средней себестоимости во всех ценовых сегментах, что, по их мнению, объясняется общим удешевлением технологий, используемых в производстве ноутбуков.
Что касается распределения продаж по типу используемого процессора, лидерами по итогам первых шести месяцев 2007 г. стали устройства на базе процессоров Intel. При этом аналитики холдинга отмечают снижение доли таких устройств в первом полугодии 2007 г. по отношению к аналогичному периоду 2006 г. – с 92% до 79%. В то же время увеличилась доля устройств на базе процессоров компании AMD с 8% (первое полугодие 2006 г.) до 21% (первое полугодие 2007 г.).
По размеру диагонали экрана лидирующую позицию в результате продаж за шесть месяцев 2007 г. заняли устройства с диагональю 15", их доля составила 67% (в первом полугодии 2006 г. – 88%). Значительно возросли продажи ноутбуков с диагональю 14” – с 7% в первом полугодии 2006 г. до 19% в первом полугодии 2007 г. Также увеличилась доля ноутбуков с диагональю экрана 17 и более дюймов (с 1% до 4%), что, по мнению аналитиков холдинга, отражает общую тенденцию перераспределения интересов потребителей в пользу ноутбуков при покупке компьютера. Более чем вдвое (с 4% до 10%) увеличили свои показатели в продажах ультракомпактные, стильные устройства с диагональю экрана менее 14”, стоимостью свыше $1700. Как отмечают эксперты холдинга, выбор данной категории ноутбуков продиктован желанием покупателя подчеркнуть свой статус, свою индивидуальность, поскольку этот сегмент устройств удачно сочетает в себе качество, компактность, имиджевые характеристики. К тому же, такая тенденция выбора свидетельствует, по мнению экспертов, о смещении важности размеров ноутбука для определенной категории потребителей. При этом среди всех ноутбуков реализованных в первом полугодии 2007 г. доля устройств с широкоформатным экраном (16:9) составила – 87%, в первом полугодии 2006 г. данный показатель составлял 30%.
Что касается распределения долей по объему оперативной памяти в реализованных ноутбуках, то по итогам продаж в первом полугодии 2007 г. пока еще лидируют устройства с 512Mb оперативной памяти – 61%, с 1024Mb занимают 30%, c 2048Mb – 2%, с 256Mb – 7% от общего числа продаж.
Согласно анализу холдинга AVentures Group, распределение продаж ноутбуков с точки зрения объема используемых жестких дисков выглядит следующим образом: доля ноутбуков с жестким диском объемом 80Gb составила в отчетном периоде 39% рынка; 27% пришлось на устройства с жесткими дисками объемом 100/120Gb. На устройства с жестким диском 160Gb и более пришлось 5% продаж, а менее 80Gb – 29%.
Касательно прогнозов, предварительные оценки экспертов холдинга свидетельствуют о том, что к концу 2007 г. рынок в абсолютном выражении вырастет существенно, составив около 500 тыс. устройств. При этом, по мнению аналитиков, тенденция снижения средней себестоимости сохранится и по итогам 2007 г. достигнет $750.