Оператор МТС объявил консолидированные финансовые и операционные результаты за первый квартал 2009 года, закончившийся 31 марта 2009 года. Они показывают, что компании удается преодолевать кризисные явления в экономике.
В первую очередь на доходы повлияло резкое изменение курса доллара. Так, консолидированная выручка группы, номинированная в долларах, снизилась на 24,0% в годовом исчислении до $1,809 миллиарда из-за девальвации национальных валют, сезонных факторов. Однако, выручка, номинированная в национальных валютах, в России в первом квартале 2009 года выросла на 7,5% в годовом исчислении до 46,86 миллиарда рублей, в Узбекистане – на 28,1%, в Туркменистане – на 69,7%, в Армении - на 5%. И лишь в Украине в первом квартале 2009 года выручка сократилась на 9,3% до 1,9 миллиарда гривен.
Консолидированный показатель OIBDA Группы, номинированный в долларах, снизился на 29,3% по сравнению с 1 кварталом 2008 года до $831,5 миллиона (маржа OIBDA составила 46,0%) из-за девальвации национальных валют, а также вследствие существенных инвестиций на создание монобрендовой розничной сети. Так, было заключено соглашение о переходе группы топ-менеджеров «Связного» на работу в МТС в качестве управленческой команды монобрендовой сети салонов связи МТС.
Консолидированная чистый убыток, номинированный в долларах, составил $57,7 миллиона из-за курсовой разницы по номинированному в долларах долгу (без учета курсовой разницы чистая прибыль составила бы $404,7 миллиона).
Однако, опережающими темпами росли доходы от неголосовых услуг. Так, в России рост в годовом исчислении составил 22%, в Украине - 42%, в Узбекистане 39,7%, в Туркменистане - 97%, в Армении – 35,2%. Так что, как видим, украинское подразделение активнее других развивает именно это направление. «Доля доходов от VAS-услуг в общем доходе компании постоянно росла на протяжении всего прошлого года, и к 4-му кварталу, как нам казалось, она достигла максимального значения – порядка 19%. Но нет предела совершенству и росту – в 1 квартале текущего года мы перевалили отметку 20%. С моей точки зрения, это очень хороший результат», - говорит генеральный директор МТС-Украина Андрей Дубовсков. По его мнению, главным фактором здесь выступает развитие 3G-сети CDMA. «У нас - хорошо развитая сеть «МТС Коннект 3G» в стандарте CDMA, этой сетью покрыто более, чем 150 городов. Мы практически вынужденно отказались от всех стимулирующих акций по подключению, таких, как снижение цены модемов и пр., потому что понимаем, что спрос велик и стабилен. Считаю, что мы вполне можем быть в недалеком будущем оператором №1 по CDMA в Украине», - отмечает Дубовсков.
В первом квартале 2009 года капитальные вложения МТС в основные средства составили $548 миллионов, в том числе в России – $328 миллионов, в Украине – $133 миллиона, в Узбекистане – $72 миллиона, в Туркменистане – $10 миллионов и $5 миллионов в Армении.
Затраты на приобретение нематериальных активов в первом квартале 2009 года составили $98 миллионов, в том числе в России - $67 миллионов, в Украине - $13 миллионов, в Узбекистане - $16 миллионов, в Туркменистане – $1 миллион, в Армении - $1 миллион.
Во всех странах присутствия, кроме Украины, росла абонентская база МТС. Так, в целом она выросла в первом квартале 2009 года на 1 миллион пользователей, в том числе в России - на 0,5 миллиона абонентов, в Беларуси — на 93 тысячи, в Узбекистане — на 0,3 миллиона, в Туркменистане — на 197 тысяч и в Армении — на 32 тысячи абонентов. В Украине же абонентская база оператора уменьшилась на 179 тысяч абонентов. Соответственно, и доля на украинском рынке мобильной связи снизилась с 33 до 32%. Хотя компания здесь прилагает максимум усилий — удерживает внутрисетевые нулевые тарифы, и, как сказано выше, увеличивает доходность неголосовых услуг. В то же время МТС сохранила лидирующие позиции на большинстве рынков присутствия компании: 51% в Беларуси, 46% в Узбекистане, 87% в Туркменистане и 81% в Армении. В России она cохранилась на уровне 34%.