Чем был обусловлен переход издания из печатной категории в on-line - исключительно финансовыми проблемами?
Надоело издавать постоянно устаревающий журнал. Цикл от вёрстки до читателя занимал 2 недели (типография, доставка), новости, мягко говоря, заростали щетиной. Ссылку пальцем на бумаге нажать нельзя, видео или звук запустить нельзя... Хотелось всё и сразу! По бизнесу тоже: деньги из распространителей последнее время нужно было
усиленно выбивать, при этом бумага дорожала за месяц процентов на 70. Короче говоря - произошел нормальный эволюционный скачок.
Как отразился переход в on-line на численности и качестве аудитории издания?
Прежняя аудитория с удовольствием и бесплатно нас качает с internetua.com, а огромная армия новых читателей стала получать в подписи к письмам на ящиках freemail.ukr.net ссылку для скачки с сервера ukr.net, наш сайт такую нагрузку не выдержал бы. С тиража в 22 тысячи за месяц-полтора мы прошли 100-тысячный рубеж.
Качество аудитории? О нём имело смысл говорить года два назад. Сейчас украинцев в сети более 7 миллионов, это более 15 % населения страны, включая стариков и младенцев. Из них более 4 миллионов выбрало своей почтой freemail.ukr.net. Я бы сказал, что наш редакционный курс, выбранный в прошлом году на отход от узкокорпоративных ценностей к общесетевым, себя целиком оправдал. Может нас перестали читать 30-40 "умников", зацикленных на проблематике кризиса украинской "цветастой" блогосферы, но примерно 80 тысяч новых социально активных, рвущихся к успеху читателей меня радуют больше. Судя по их письмам, они озабочены извлечением доходов из мировой паутины, а эта тема - наша главная!
Не упало ли при этом качество самого издания?
Издание за счёт активных ссылок и видео стало раз в 5 информативнее, за счёт онлайна в 10 раз оперативнее. Видеолекции сотрудников Яндекса или Google - доступны в оригинале. Материалы Ашмановских конференций и доклады веб-гуру - можно получить не вставая с домашнего кресла, прихлёбывая кофе и дымя сигарой. Можно написать мне письмо на sizoff@ukr.net и прочитать ответ в журнале, а то и получить аналитическую статью на заданную тему!
Как отреагировали на подобный ход рекламодатели?
Начали "просыпаться". Изучают нашу динамику и новую аудиторию. Начались первые продажи. Всех сбивает с толку наш обвал цен, боятся подвоха:) На самом деле мы серьёзно заботимся об е-бизнесе в эпоху кризиса, да и типографию с распространителями кормить больше не нужно. Зато - нажимая на любой макет, тут же в браузере, сразу заходишь на рекламируемый веб-сервис!
Ведется ли статистика, сколько реально пользователей Ukr.net закачивают выпуски журнала?
Да. Ее ведет независимый администратор. Данные отдельно приходят с нашего сайта и с Ukr.net. Есть, мнение, что тираж на самом деле гораздо больше. Стало известно из писем читателей, что часть качавших отправляет PDF-журнал друг другу, и однажды скачанный электронный экземпляр читает весь офис по локальной сети.
Есть ли уже конкуренты на украинском рынке или ваша ниша еще не занята?
Конкурентов пока нет.
Видите ли перспективу в электронных СМИ? Возможно, по вашему мнению, печатные издания лет через пять вообще прекратят существование?
Я думаю, лет через 5 останутся 2-3 газеты (для пионеров и пенсионеров). Конечно, не умрут все модные женские журналы, Playboy - останется эдаким раритетом, хотя в туалетной кабине в сеть можно войти с мобильного гаджета:) Похоже, и ТВ уйдёт в сеть. Я лично все новые фильмы качаю там.