Обо всем этом и многом другом мы беседуем с Константином Каменевым, руководителем отдела мобильных решений ИК "Финам".
C чем, на ваш взгляд, связано утверждение, что мобильная реклама активно развивается?
Во многом рост мобильной рекламы определил технологический прогресс. Мобильный телефон - идеальный канал быстрой обратной связи. Абонент тут же может позвонить по "горячей линии", отправить сообщение, загрузить контент, получить скидку, принять участие в опросе и т.д. Несколько лет назад это не представлялось возможным.
Мобильный телефон привлекательнее традиционных медиа. Сотовые операторы могут поспособствовать активности абонентов, снизив стоимость трафика.
Но доля мобильной рекламы на рынке сейчас ничтожно мала.
Насколько возможно, что мобильная реклама в перспективе будет показываться пользователям в зависимости от их нахождения?
В реализации данного вопроса, я считаю, есть определенные технические трудности. Здесь уже, как говорится, мяч на стороне операторов.
Мы уже продолжительное время наблюдаем ряд интересных, и к слову говоря, положительных примеров использования Bluetooth маркетинга. Организовать такой сервис вполне по силам владельцам небольшого бизнеса. Например, Вы заходите в гипермаркет, активируете Bluetooth и получаете на телефон всю актуальную на текущую дату информацию о скидках и акциях, электронные купоны и т.д.
Каким образом, на ваш взгляд, в перспективе должна решиться проблема таргетинга мобильной рекламы? По такому же принципу, как и на Западе, когда интересующиеся этой рекламой люди заполняют соответствующие анкеты на получение рекламы на мобильный или каким-либо другим способом?
Я придерживаюсь того мнения, что абонент должен лично дать согласие на получение рекламы. Другое дело, что, часто заполняя те же анкеты в гипермаркетах, автосалонах и прочих местах, мы не читаем детально текст анкет. Там вполне может содержаться пункт о согласии принимать рекламные сообщения на указанный номер телефона.
Операторы работают над созданием таргетированных баз абонентов, лояльных к получению рекламных сообщений. В то же время должны быть четкие регламенты "рекламных атак" - в противном случае оператор потеряет самое дорогое - абонента, который может захотеть уйти к другому оператору, у которого нет навязчивой рекламы
Если немного спрогнозировать развитие в дальнейшем рынка мобильной рекламы, какие возможны сценарии, на ваш взгляд?
Из ближайшего будущего нас ждет дальнейший технологический прогресс телефонов, переход операторов на сети UMTS с вводом новой линейки тарифов, создание MVNO. В частности, не исключаю, что операторы могут пойти и по примеру Великобритании, где есть виртуальный оператор BLYK, предлагающий услуги связи в ограниченном объеме бесплатно, в обмен на просмотр рекламных сообщений. В перспективе же рынок мобильной рекламы упорядочится, зоны ответственности будут распределены, рост доверия к каналу возрастет.
Как вы думаете, когда произойдет переход от ноутбуков к высокотехнологичным мобильным телефонам, форм-фактор которых будет позволять удобные интернет-серфинг?
Мне кажется, что "нетбуки" - это увлечение на несколько лет. Смартфоны активно эволюционируют - фотоаппарат, видеокамера, портативный телевизор, медиаплеер, радио, GPS навигатор в одном устройстве. Но по удобству серфинга смартфон не догонит "традиционные" ноутбуки. Перехода не будет. Смартфон навсегда останется "походным" вариантом для решения оперативных задач.