Расскажите, пожалуйста, о том, чем занимается SSG.
SSG (Software & Services Group) – подразделение Intel по разработке программного обеспечения. В глазах многих Intel выглядит лишь компанией, производящей процессоры. Да, такой имидж у нас есть, и это во многом соответствует действительности. Однако в составе Intel есть и большое подразделение, которое занимается разработкой программного обеспечения. Оно организовано и работает по понятным причинам: даже самое лучшее аппаратное решение без соответствующего ПО работать не сможет. Для того чтобы наши процессоры продавались, мы готовим программные продукты, которые идут в помощь разработчикам: средства создания приложений, оптимизированных под платформу Intel и под наши процессоры. Это компиляторы, средства оптимизации (например, профилировщик vTune, который позволяет устранить узкие места в программах и повысить их производительность). Следующий этап развития подобных инструментов представляет новый продукт Intel Parallel Studio. Кроме того, это библиотеки стандартных математических функций (MKL, Math Kernel Library), Intel Performance Primitives и так далее — целый ряд инструментов для разработчиков ПО.
Да, известны проекты Intel AppUp Store и Moblin…
Верно. И недаром SSG недавно переименована из Software Solutions Group в Software and Services Group: аббревиатура та же, но появление слова "services" символично. Идет работа по расширению спектра деятельности Intel с точки зрения разработки и выведения на рынок некоторых служб, которые могли бы стать платными, то есть помогали бы компании зарабатывать деньги. Сервисы — понятие широкое, поэтому упомянутый Intel AppUp Store тоже может рассматриваться как служба, во всяком случае, его интерфейс разработан внутри SSG, которая сервисами и занимается. Есть другие подразделения, занимающиеся системами обеспечения безопасности, но в основном все, что касается сервисов, – это в некотором смысле венчурное предприятие. Это понятно – компания никогда не занималась этим делом, это новые для нее проекты, и успех, как в любом венчурном предприятии, отнюдь не гарантирован. Тем не менее, стремление к нему определено целями руководства, и я надеюсь, что все сложится.
Что можно отнести к специфике российской SSG?
Разработка библиотек — преимущественно российский продукт. Компиляторы — в существенной степени. Так сложилось исторически: тут у специалистов имеются необходимые знания и то, что мы называем термином "экспертиза". Intel в России присутствует с 1991 г., SSG — с 1992 г. Начиналось все с контрактов с Федеральным ядерным центром в Сарове (тогда ВНИИЭФ). В математическом отделе Института экспериментальной физики работало много программистов, обладающих нужными знаниями и навыками.
Успешность многих потребительских устройств обеспечивается не столько аппаратной частью, сколько ПО. Хорошим примером является iPhone, операционная система которого претерпела фундаментальные изменения за последние несколько лет.
Повторить успех iPhone чрезвычайно сложно. Понятно, что после того, как он появился, возник целый ряд последователей. Это хорошо, так и должно быть. Сделать нечто новое из той же серии — задача чрезвычайно сложная и плохо формализуемая. Невозможно, внимательно посмотрев на Apple, скопировать их опыт куда-то еще. Думаю, есть вещи, которые просто-напросто попадают в резонанс с человеческой природой. Пример, который мне приходит на ум — кукла Барби. Думаю, в ней есть некоторые вещи, прошедшие мимо внимания миллионов людей, которые делали куклы до этого, и каким-то чудесным образом попали в голову человеку, который такую куклу придумал. Думаю, что это искусство в чистом виде. В Apple работают гениальные люди, которым удается удивлять мир на протяжении многих лет. Впрочем, сильные стороны есть как у них, так и у нас. Характер производимых Intel продуктов специфичен: они не попадают в руки конечному потребителю, так сказать, "в голом виде" - только в составе законченных компьютеров и других изделий. Но мы понимаем, в какую сторону нужно двигаться, учитывая происходящую диверсификацию устройств. Они становятся все более персональными, так что любовь к ним играет все большую роль. В этой любви программное обеспечение и прочие элементы, связанные с пользовательским интерфейсом, приобретают все большую важность. У нас есть это понимание, но разработки в этой области находятся на начальной стадии.
Давайте взглянем на прогресс человечества за последние двести лет. Сравним образ жизни городского жителя, какого-нибудь чиновника 200 лет назад и сейчас. Мы увидим, что они не отличаются радикально: человек живет в похожих домах, ходит на службу, ест похожую еду. Что же отличается? – коммуникации, способ хранения и передачи информации. Если к этому добавить путешествия (по большому счету – тоже коммуникации, потому что люди ездят мир посмотреть и себя показать), то мы увидим невероятные перемены. Поэтому можно рассматривать эволюцию IT-технологий как некий мотор эволюции человечества в целом. Это наблюдение позволяет мне сделать вывод, что наша индустрия никогда не исчезнет — наоборот, он будет процветать.