Что бы вы посоветовали тем, кто планирует автоматизацию транспортных, логистических услуг?
На рынке уже много решений по автоматизации, в ближайшие 2-3 года их выйдет еще больше. Мы получаем большое количество заявок по автоматизации в сфере транспортных услуг и логистики. Волна популярности Uber, Gettaxi и ЯндексТакси вдохновляет рынок на автоматизацию в сфере грузовых перевозок и логистики.
Какие задачи стоит ставить?
Зависит от бизнеса и ниши, которую хочет занять компания. Для руководителей это возможность автоматизировать процессы "склад-водитель-офис". Уйти от бумажного документооборота, улучшить контроль, снизить затраты.
Мобильные приложения позволяют улучшить контроль транспорта и водителей. Вы можете видеть, где находится транспорт, маршрут движения (пройденный маршрут, можете задавать маршрут), время и скорость в пути. Есть возможность обратной связи с водителем, он может загружать документы, фото- и видеоотчеты.
Компании добавляют работу с датчиками машины, контролируют расход топлива, следят за показателями транспорта.
Экспедиторы могут вести онлайн документооборот, отправлять отчеты после выгрузки груза, фиксировать повреждения груза перед сдачей клиенту, работать с рекламациями. Все зависит от структуры предприятия. Компании нет необходимости платить за дополнительное оборудование, все функции уже доступны в смартфонах. Цены на android гаджеты очень демократичны.
Много обращений от стартапов. В основном, это площадки по взаимодействию "водитель-отправитель" в разных конфигурациях. Цель приблизительно у всех одна: для водителя построить маршрут перевозки без пустого хода ("обратки" должны быть выгодными), для отправителя быстро и недорого отправить груз.
Как удешевить разработку? С чего начать в первую очередь?
Если цель автоматизировать процессы внутри компании, то в первую очередиь ищите готовые решения на рынке. Есть много продуктов такого плана, которые стоят в разы дешевле собственной разработки.
Какие платформы и технологии рекомендуете использовать? Распространённые ошибки, которые вы встречаете?
Первое - это непонимание что нужно компании. Руководитель поставил задачу, а как ее реализовать никто не знает. Много времени уходит на выяснение требований. А когда доходим до руководителя, оказывается бизнес-задачи совсем другие. Но это, наверное, касается не только нашей сферы.
Вторая причина — это желание сделать все сразу. Получается дорого, долго и не всегда эффективно. По итогам, к примеру, компания запускает продукт, некоторые функции которого оказываются невостребованными.
Помимо всего прочего, есть проблема с внедрением решения в компании. Мотивы руководителя понятны - видеть расходы и снизить затраты. Но отделы не всегда мотивированы внедрять новые решения и работать по-новому. Наш совет - подключать руководителей отделов на этапе сбора требований у вышестоящего руководителя. Если руководители вовлечены в процесс, они будут хорошо мотивированы и внедрение будет в разы легче.
Не учитываются также существующие учетные, CRM и ERP системы в компании. Существующий софт должен быть синхронизирован с новыми программами. Обратитесь с разработчику уже установленных систем, узнайте у него за мобильные решения и автоматизацию. Возможно, у него есть, что вам предложить.
Существует ли сегодня в Украине, скажем так, сегмент компаний, которые предоставляют услуги автоматизации транспортных услуг?
Рынок есть, в каждой нише есть свои компании. Администрирование собственного транспорта, работа с отправкой грузов сторонники перевозчиками, дозагрузка транспорта, документооборот, учетные системы, CRM и ERP системы – для каждой задачи можно найти готовый софт.
Насколько острым является вопрос автоматизации логистических услуг в условиях периода, который на данный момент переживает Украина?
Автоматизация подразумевает уменьшение расходов, сокращение времени на операции, улучшение контроля. Поэтому спрос есть всегда.
Не все компании готовы именно сейчас это вводить. В первую очередь действуют те, для кого это преимущество в работе с клиентами. Если от этого зависят основные бизнес-процессы и цены на продукты/услуги, то это уже или сделали, или сейчас делают.
Чем ваши решения интереснее предложений конкурентов?
Наша компания не продает готовые решения, мы занимаемся кастомной разработкой под веб и мобильные приложения. Преимущество – опыт работы с транспортными и логистическими проектами. Наша команда сделала Android-приложение для стартапа Sovtes, разработала аналог Uber для швейцарского рынка, сделали мобильные приложения для проекта по GPS мониторингу транспорта для рынка России и Казахстана.