4 октября 2006, 12:56

Ученые раскрыли тайну формирования звезд

Астрономы обнаружили, что в шаровом звездном скоплении 47 Тукана происходит нечто загадочное, сообщает Мембрана.

Используя телескоп VLT обсерватории ESO, они обнаружили, что некоторые из этих звёзд сформировались благодаря тому, что забирали вещество у других.

"Это первый случай, когда был обнаружен четкий сценарий формирования так называемых "голубых бродяг" в шаровом скоплении", - говорит Франческо Ферарро, доцент Болонского университета, руководивший этим исследованием.

"Голубые бродяги" (blue stragglers) или, как их еще называют, "звезды-дезертиры" - это звезды, которые выглядят достаточно молодыми, хотя находятся в скоплениях, состоящих из старых звезд.

Ученые полагают, что эти объекты возникают в результате столкновений звезд или эволюции двойной системы, в которой одна из звёзд перетягивает к себе материал другой, тем самым "омолаживаясь". Однако никаких астрономических доказательств этой гипотезы обнаружено не было, поэтому процессы формирования и эволюции "голубых бродяг" долгое время оставались загадкой.

Среди самых известных объектов этого класса - звезды в скоплении 47 Тукана. 43 из них астрономы и подвергли исследованию на предмет определения их химического состава.

В результате выяснилось, что у шести из этих объектов кислорода и углерода гораздо меньше, чем у окружающих звезд, а гелия и водорода - больше.

Эта аномалия, по словам ученых, свидетельствует о том, что вещество на поверхность "голубого бродяги" могло "прибыть" только с соседней звезды, причем из ее глубинных слоев. Таким образом, речь может идти лишь о двойной системе, в которой "голубой бродяга" играет роль "вампира".

В центре скопления звезды крайне плотно "упакованы": внутри шарового скопления 47 Тукана на один кубический световой год приходится 4 тысячи звезд. Поэтому слияния звезд здесь могут происходить очень часто.

Как показал "химический след", зафиксированный в ходе исследования, возможно также не только слияние, но и простой переход вещества от звезды к звезде - без всяких слияний, даже при такой плотности, как в 47 Тукана.

Поэтому данная работа, по словам Ферраро, имеет фундаментальное значение для понимания давней эволюции "голубых бродяг" в шаровых звездных скоплениях.