Этим летом в центре Днепропетровска под вывеской Start Up Coffee открылось необычное кафе: здесь для неформального общения встречаются люди, которые интересуются интернет-бизнесом и программированием. Стартап-кафе задумано как место встречи тех, у кого есть идеи или готовые интернет-проекты, кому необходимо обсудить их с единомышленниками и получить первые отклики, советы и комментарии, а может даже найти партнеров или инвесторов. Об особенностях "кофейного" интернет-бизнеса в email-интервью рассказала сайту Internet UA менеджер проекта Мария Карюк.
- Расскажите, что за команда стоит за созданием кафе. Кто руководит проектом, кто его идейный вдохновитель, сколько человек работают у вас?
- Проектом занимается Центр Электронного Бизнеса ПриватБанка – отсюда и хай-тек направленность кафе: инновации, технологии, новые идеи, развитие бизнеса, Интернет. Сегодня в команду, работающую над проектом входит 15 человек, из них непосредственно самой «кафейной» частью занимается порядка десяти человек. Идейной составляющей – работа с командами, подготовка презентаций, продвижение кафе – занимается команда из пяти человек.
- В блоге проекта сказано, что идея стартап-кафе появилась после посещения Силиконовой долины. Когда вы ездили в Штаты? Какой проект вы туда возили? Как, вкратце, прошла поездка?
- Мы несколько раз посетили Силиконовую Долину осенью 2006 года. В первой поездке мы встретились с предпринимателями – и "бывшими" нашими, и американцами, представителями легендарных интернет-компаний, консультантами, юристами, маркетологами, венчурными капиталистами. Мы показали им, что мы умеем, представили наши проекты в сфере банковских технологий и телекоммуникаций. Интересно было услышать их комментарии, а главное – критику. Вернулись с множеством новых идей. Второй раз мы участвовали в конференции Silicon Valley Open Doors (SVOD, Открытые двери в Силиконовую Долину), где презентовали один из наших проектов.
- Видели ли вы прототипы подобных заведений в Силиконовой долине?
- Это, скорее, собирательный образ, навеянный Силиконовой долиной. Там в любом кафе или ресторане люди всегда сидят и что-то обсуждают, кому-то что-то демонстрируют на ноутбуках, о чем-то увлеченно спорят... Это воодушевляет.
- Как повлияла "тематичность" вашего заведения на его интерьер? Чем вы отличаетесь от обычного кафе?
- В нашем кафе действует бесплатная сеть Wi-Fi для выхода в Интернет с ноутбука. На столах всегда лежат ручки и бумага, чтобы можно было расписать идею или набросать схему при обсуждении. Делать записи можно и на стенах кафе – например, оставить отзыв о заведении, пожелания или комментарии. Там же можно вкратце описать свою идею и оставить контактную информацию для будущих партнеров, работодателей или единомышленников. Кроме того, стену нашего кафе украшает уникальная "Периодическая таблица элементов Интернета". Кафе оборудовано всем необходимым для проведения презентаций: у нас установлен большой плазменный экран, есть микрофон и рабочий компьютер.
- В Start Up Coffee уже прошло несколько презентаций различных проектов. Каким образом можно организовать презентацию в вашем кафе?
- В нашем кафе прошло уже пять тематических хай-тек вечеринок: CodeIDE.com, Walk2web.com, PEOPLEnet, UkrMoney.com и SiteHeart.com.
Организовать презентацию очень просто. Нужно написать письмо с краткой информацией о себе и о проекте на адрес startup [at] siteheart.com, подготовить презентацию, взять всю свою энергию и обаяние, а также свою команду и поделиться с аудиторией своей энергией и энтузиазмом во время выступления.
Безусловно, заявки будут просматриваться нашей командой экспертов, будут даваться предварительные советы – как лучше себя представить, с какой стороны показать, что добавить в презентацию.
Мы присутствовали на многих презентациях, организованных для венчурных капиталистов, инвесторов, разных аудиторий. Наш опыт презентаций в Силиконовой долине показал, что презентовать свои идеи и проекты нужно как можно чаще. Со временем начинаешь чувствовать аудиторию, понимать, что, кому, и как эффективнее представить, отсекается ненужное, добавляется нужное. Ну и, конечно, получаешь отзывы – разные, порой неожиданные, которые могут дать дальнейший толчок развитию идеи.
- Какова доля "обычных" посетителей в вашем кафе – тех, кто не интересуется Интернетом а просто заходит на чашечку кофе?
- Доля "обычных" где-то 50/50. Как хозяевам, нам всегда приятно видеть наших постоянных клиентов, приятно, что оценили отличный купаж кофе, атмосферу заведения, радует, что люди открыты для общения. Лучшая награда для нас – услышать от клиента "Отличный кофе", равно как и "Отличный Интернет".
- Ваше кафе - одно из немногих мест в Украине, где начинающие интернет-предприниматели могут познакомиться друг с другом и с потенциальными инвесторами. Планируете ли вы открывать другие кафе под вывеской Start Up Coffee?
- Правильнее сказать - это единственное сегодня в Украине кафе такого формата. Мы планируем расширять сеть "Start Up Coffee", до конца года собираемся открыть такое кафе в Киеве.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться после открытия кафе?
- Сегодня есть объективные трудности, которые следуют из формата самого кафе – приучить людей к тому, что в кафе можно работать, что в кафе можно проводить деловые встречи, что не обязательно это делать в офисе. При этом кафе – это не ресторан, здесь все гораздо проще и демократичнее (включая цену) для проведения деловых встреч, общения с партнерами, коллегами. Для начинающих предпринимателей, да, в принципе, для любых деловых людей – это отличная альтернатива офисным или ресторанным встречам (с учетом потери времени на "добраться"). В наших краях это пока крайне непривычно.
Еще одна новинка, к которой мы приучаем клиентов - Coffee to go или "кофе с собой" по-нашему - приучаем пить хороший кофе на ходу, брать с собой офис.