В проволочках с выдачей лицензий провайдерам телекоммуникационных услуг нельзя винить лишь регуляторов рынка. Зачастую такие задержки возникают «благодаря» поведению самих предпринимателей, которые не хотят вести прозрачную игру и подчинять свою деятельность установленным законодательством нормам. Такого мнения придерживается президент национального телекоммуникационного провайдера компании ВОЛЯ Сергей Бойко.
Порядок получения лицензий провайдерами телекоммуникационных услуг, равно как и регистрация субъектов в реестре провайдеров телекомуслуг, регламентирован Законом Украины «О телекоммуникациях» и по большей части выполняется Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (ключевым регулятором рынка). Практика показывает: даже если НКРС не выдерживала установленный законом срок для выдачи лицензии, она всегда уведомляла об этом получателя письмом, в котором указывала конкретные причины нарушения самой НКРС установленных сроков и процедур, тем самым принимая ответственность на себя.
Подобное письмо является подтверждающим документом того, что провайдер, прежде чем начать заниматься требующей лицензии деятельностью, полностью выполнил свои обязанности (подготовил, собрал и подал нужные документы), и, соответственно, регуляторный орган не имеет к нему претензий. В этом случае начало работы провайдера даже без получения бланка лицензии не является нарушением.
Эксперт также отмечает, что не для всех видов деятельности на телекомрынке необходимо получение лицензии. В частности, к таким не требующим разрешения Нацкомиссии услугам относится предоставление доступа в сеть Интернет. Поэтому чтобы стать интернет-провайдером, достаточно просто зарегистрироваться как субъект рынка телекоммуникаций. В этом случае порядок регистрации носит уведомительный характер и не предусматривает никаких особых разрешений со стороны НКРС. Однако интернет-провайдинг при этом все равно подпадает под действие Закона «О телекоммуникациях», и потому предприниматели обязаны соблюдать все нормы и требования по качеству сети, оборудования, услуг и т. д.
Вместе с тем далеко не все они готовы или хотят выполнять соответствующие процедуры и государственные стандарты. Львиная доля небольших, т.н. «серых» провайдеров не удосуживается даже заявить о своем намерении работать на рынке телекоммуникаций в качестве провайдеров телекомуслуг, это мотивируется сложностью процедуры и длительностью ее прохождения. Но только ли в сложности дело?
Причина, по мнению эксперта, заключается в другом, а именно – став легальным провайдером, оператор получает в довесок к лицензии эдакого «большого брата» в лице НКРС. «Такие субъекты зачастую рассуждают так: зачем легализовать свою деятельность и иметь регулятора, который будет что-то требовать? Ведь тогда придется отчитываться и за качество оборудования, и за количество абонентов, и за соблюдение проектно-сметной документации», – поясняет Сергей Бойко.
Именно поэтому, по мнению эксперта, в задержках с выдачей лицензий нельзя винить какую-то одну сторону. Проблемы с лицензированием, действительно, нередко возникают по вине госрегулятора. Но и многие предприниматели сами ставят себе палки в колеса, не желая быть честными до конца.