Компании, получившие лицензии на частоты, позволяющие оказывать услуги доступа к интернету по технологии WiMax, разделились на две группы.
Часть начала строить сети, остальные ждут возможности распорядиться ресурсом с максимальной выгодой.
В мае в Киеве начинает работать вторая беспроводная сеть в стандарте WiMax, рассчитанная на массового пользователя — Intellecom (ООО «Интеллектуальные коммуникации»). Она составит конкуренцию существующему WiMax-проекту — Freshtel («Украинские новейшие технологии»). Как сообщил «ДС» собеседник в «Интеллектуальных коммуникациях», поначалу сеть будет запущена только в столице, хотя весь проект предполагает покрытие десяти крупных городов страны.
В прошлом году стало известно, что телекоммуникационный холдинг Vtel (Объединенные Арабские Эмираты) купил контрольный пакет акций ООО «Интеллектуальные коммуникации» для реализации проекта национальной сети в стандарте WiMax. Был заявлен и объем инвестиций в проект в размере 50 млн евро. Наличие лицензии на частоты в диапазоне 2,3–2,4 ГГц позволяет оператору построить новую сеть, работающую в поддерживающем мобильное соединение стандарте WiMax (802.16e).
Официальным началом истории мобильного WiMах в нашей стране можно считать лето 2007 г., когда Кабмин внес в план использования радиочастотного ресурса ключевые изменения. Полоса 2,5–2,7 ГГц была разрешена для использования в стандарте WiMах, причем как в его фиксированной (802.16d), так и в мобильной (802.16e) версии. А чуть более чем через полгода после этого стало известно об инвестициях СКМ в малоизвестную ранее компанию ООО «ММДС Украина». Полноценный актив образовался в результате объединения ООО «ММДС Украина» и ООО «Кейбл ТВ Финансы». Единая структура завладела ценной общенациональной лицензией в полосе 2,5–2,7 ГГц. Общий размер инвестиций был обозначен на уровне $120 млн, но в конце 2008 г. развитие проекта было заморожено.
В середине 2008 г. Государственная администрация связи разрешила мобильный WiMах еще в нескольких частотных диапазонах: 2,3–2,4 ГГц, а также 3,4–3,6 ГГц. В результате возможности для развития на массовом рынке получили «Украинские новейшие технологии», известные тогда по брэнду Alternet (лицензия на 3,4–3,6 ГГц), «Интеллектуальные коммуникации» и принадлежащее «Голден Телекому» ООО «Эс-Лайн» (обе имеют лицензии на 2,3–2,4 ГГц). В начале 2009 г. российский инвестиционный фонд Icon PE (в нем есть участие Виктора Пинчука) объявил об инвестициях порядка $200 млн в WiMах-проекты в разных государствах, львиная доля из которых предназначается для нашей страны, а именно для «Украинских новейших технологий», где фонд получил контроль. Эта компания в начале текущего года запустила в Киеве сеть под брэндом Freshtel. Судя по последним заявлениям руководства Icon PE, оператор обслуживает пока только 25 тыс. клиентов. Это число и является совокупной абонентской базой мобильного WiMax на сегодняшний день.
Два других аналогичных проекта — «Эс-Лайн» и «ММДС Украина» — остаются в подвешенном состоянии. В первом случае «ВымпелКом» занят оформлением слияния с «Киевстаром» и пока оставил без внимания второстепенные активы, принадлежащие дочерним компаниям (в том числе и «Голден Телекому»). А во втором — инвесторы пока, видимо, думают, какую технологию эффективнее будет использовать — WiMax или LTE (новейший стандарт связи Long Term Evolution). Ведь полоса частот «ММДС Украина» совпадает с диапазоном, отведенным в Европе под эту технологию. Для LTE опять-таки потребуются изменения в плане использования радиочастот, что может оказаться в украинских реалиях затяжным и ресурсоемким процессом. Правда, обе компании могут сменить владельцев. По информации «ДС», сейчас к нашему рынку присматривается российский WiMax-оператор «Скартел» (ТМ Yota). На рынке говорят, что россияне уже вели переговоры с СКМ по поводу покупки ООО «ММДС Украина».
Вялое развитие технологии WiMax несложно объяснить. Услуга мобильной передачи данных пока остается нишевой. Ее целесообразно предоставлять только в крупных городах, а на разворачивание сети необходимо потратить немалые деньги. Опыт же «Украинских новейших технологий» показывает, что о бурном росте абонентской базы речь не идет. Тем более что новичкам приходится конкурировать с крупными операторами мобильной связи, предоставляющими скоростной мобильный интернет по технологии 3G. Поэтому у WiMax-проектов есть два пути развития: либо найти свою нишу на рынке, либо продаться большим мобильщикам. Если, конечно, у последних появится необходимость в таком поглощении.