27 декабря 2008, 12:51

Как повысить гибкость бизнеса с помощью сервисно-ориентированной архитектуры

Сервисно-ориентированная архитектура дает заказчику два хорошо известных преимущества, но преимущество, о котором чаще всего думают ИТ-директоры, не является главным.

Для большинства людей СОА - это более тесная интеграция информационно-технологических систем с целью сокращения текущих расходов, то есть решения основной проблемы, стоящей перед ИТ-директорами. Необходимая для ведения бизнеса информация рассредоточена по разным системам, которые написаны на разных языках программирования и связаны с великим множеством ручных процессов, поэтому почти все свое время ИТ-специалисты тратят на то, чтобы поддержать текущее функционирование систем.

 А теперь давайте рассмотрим две компании с одной и той же капитализацией, интеллектуальной собственностью, технологией и т.д. Из этих компаний победит та, что окажется проворнее. Под этим я вовсе не имею в виду, что компания должна быстрее отказываться от ненужных программных или каких-то других компонентов. Победителем станет тот, кто быстрее адаптирует свою бизнес-модель к меняющимся условиям. ИТ-директор не должен забывать, что он занимается не продажей энергии, маршрутизаторов или финансовых услуг, а передачей информации, в связи с чем его главная компетенция состоит в новаторском преобразовании бизнес-процессов, позволяющем компании развиваться быстрее конкурентов.

В этом-то и состоит главное преимущество СОА. С ее помощью вместо осторожного движения снизу вверх по уровням ИТ-функциональности в попытках изменить бизнес-процесс без ущерба для всего остального вы начинаете двигаться сверху вниз, от процессов к функциям. Потому-то построение услуг СОА и называется не программированием, а "оркестровкой". ИТ-директор работает, как дирижер оркестра, подбирая нужные инструменты для симфонии бизнес-процессов, сливающихся в бизнес-услугу.

Пять лет назад, до внедрения СОА, 85 процентов капитальных и текущих расходов Austin Energy уходило на поддержку текущих процессов, и лишь 15 процентов оставалось на нововведения. Сегодня это соотношение составляет примерно 50:50. Кроме того, сервисно-ориентированная архитектура существенно облегчает разработку новых бизнес-процессов, поэтому мы не только высвободили средства для новаторства, но и стали использовать их более эффективно.

Прежде, чем начинать внедрение СОА в Austin Energy, мы вместе с четырьмя системными аналитиками опросил 500 человек (почти треть штатных сотрудников компании), чтобы получить представление о том, как обстоят дела и - что не менее важно - чего нам не хватает. В результате мы составили список из 3000 процессов, из которых выделили 72 критически важных, посвященных, главным образом, взаимодействию с заказчиками, финансовому управлению, поставкам продуктов и технической поддержке.  Затем мы стали думать, как перестроить критически важные процессы, чтобы не распылять их между множеством изолированных друг от друга систем. В результате появился список из примерно 25 веб-сервисов, необходимых для поддержки новой инфраструктуры.

План внедрения СОА должен быть долгосрочным и поэтапным - по крайней мере, сначала, чтобы вы могли продемонстрировать окупаемость каждого этапа. В этом вам могут помочь веб-сервисы, используемые как "СОА для бедных". С их помощью вы сможете разработать для традиционных приложений интерфейсы, позволяющие обмениваться данными в режиме, приближенном к сервисному, без перестройки всей инфраструктуры. Но параллельно с этим вам нужно будет строить новую "магистраль данных" поверх существующей. В таком случае, когда возникнет необходимость развертывания ”настоящей” СОА, у вас уже будет готовая инфраструктура для ее поддержки. 

Оцените новость:
  • 1 оценка