Несколько дней назад в СМИ прошла информация о том, что ФИНАМ снова понизил оценку акций МТС с $15,32 до $12,37 за единицу. С чем связано понижение?
Мы ожидаем, что в условиях кризиса динамика выручки компании снизится, в то время как операционные затраты ей вряд ли удастся существенно сократить. Кроме того, в качестве негативного момента видится недостаточно активная политика МТС в странах СНГ. Сейчас структура выручки свидетельствует о том, что МТС растет в первую очередь за счет российского рынка, а другие регионы СНГ выполняют лишь второстепенную роль. Региональная экспансия на рынки СНГ планировалась и проводилась, в частности, для компенсации снижения темпов роста на родном российском рынке (говоря другими словами, в поисках новых точек роста). Сейчас же мы наблюдаем рост масштабов бизнеса именно за счет крупнейшего рынка – несмотря на все усилия, даже второй по величине украинский рынок снижает свою долю в выручке.
Нельзя ли видеть в этом очередном за два месяца понижении стоимости акций какую-либо негативную тенденцию для бизнеса компании? Другими словами, что делает компания не так, что это приводит к понижению стоимости акций?
От компании здесь зависит не так много, более значимый фактор – финансовый кризис, который приводит к замедлению темпов роста экономики. От этого неизбежно страдает и МТС, хотя даже с учетом сниженной оценки акции оператора стоят феноменально дешево – потенциал их роста близок к 300%. Конечно, в стратегии компании не все идеально, но каких-то крупных ошибок она не совершила. Впрочем, даже если бы они и были, любые проблемы уже заложены в нынешней цене.
В ФИНАМе считают, что кризис не приведет к значительному падению выручки МТС. Как аналитики холдинга могли бы аргументировать свое мнение?
Мобильная связь настолько прочно проникла в жизнь людей, а удельная выручка с абонента так невелика в абсолютном выражении (у МТС – $11,5 в 3 квартале 2008), что даже серьезный негатив в экономике не заставит пользователей полностью отказаться от сотовой телефонии. Компания продолжает реализацию активной маркетинговой стратегии, развивает сети 3G, что играет в пользу сохранения ее рыночной доли.
Эксперты ФИНАМ говорят что оператор снижает свою выручку в Украине, Каковы факторы снижения? Что необходимо предпринять на ваш взгляд, чтобы поменять положение дел на украинском рынке?
За 9 месяцев 2008 года выручка компании в этом регионе выросла всего на 11%, а рентабельность по OIBDA упала на 3 процентных пункта до 47%. При этом только за третий квартал 2008 компания потеряла более 5 процентов абонентской базы в Украине.
К сожалению, в интервью, данном руководителем МТС одному из профильных СМИ в день выхода отчетности, не содержалось никакой конкретики по поводу выхода из кризиса и постепенной потери украинского рынка. Буквально было сказано следующее: "Мы плотно занимаемся украинским бизнесом, хотим улучшить его состояние. За последние пару-тройку лет МТС построила в Украине очень качественную сеть, у нас очень привлекательные тарифы, мы намного улучшили качество услуг — то, что называется customer experience. Сейчас мы очень хорошо позиционированы для того, чтобы как поучаствовать в еще неисчерпанном росте украинского рынка, так и на равных побороться с "Киевстаром" и другими игроками за абонентов".
В связи с тем, что конкретных шагов представлено не было, мы приняли решение снизить прогноз по удельной выручке с абонента в Украине – в среднем на 3%. Впрочем, понимание того факта, что дно по ARPU в этом регионе пройдено, не изменилось – но заслуги МТС в этом, как нам кажется, минимальны: мы ожидаем повторения сценария развития российского рынка, когда конкурентная борьба переместилась из ценовой категории в конкуренцию услуг и брендов.