Справка ITnews. VAS (дословно "Value Added Services") - в переводе означает услуги, приносящие дополнительный доход, или неголосовые услуги. Сюда входят картинки, мелодии, те же SMS/MMS/EMS, WAP, всевозможный мобильный контент и остальные вариации мобильного интернета.
Отмечается ли сейчас тенденция к отказу потребителей от VAS-услуг из-за стремления сэкономить? Насколько она угрожает прибыли операторов и может ли привести к стагнации сегмента?
Снижение спроса на VAS-услуги действительно заметно. Особенно в апреле и мае. Здесь на общий сезонный фактор также накладывается влияние кризиса. Сильнее всего сокращается сегмент обычных контент-услуг для населения (продажа игр, мобильной музыки и видео). Спрос на большинство подобных услуг носит импульсивный характер, поэтому мы связываем падение, в первую очередь, со стремлением людей сэкономить на связи в целом. Если первыми начали экономить корпоративные клиенты операторов, то сейчас волна докатилась и до потребительского рынка. При этом есть и усугубляющие факторы - например, некоторые операторы запускают "горячий" биллинг услуг, т.е. абонент не может уйти в "минус" - если услуга стоит больше, чем остаток денежных средств на счете у оператора, абонент ее не получит. Все это действительно может привести к стагнации сегмента в 2009-ом.
Насколько рентабильны дополнительные мобильные сервисы у нас и в странах Запада?
Все зависит от конкретных услуг и бизнес-моделей. На открытом рынке (например, продажа населению через рекламу услуг в СМИ) рентабельность крайне низкая (иногда даже отрицательная, что вынуждает компании уходить с рынка) из-за высокой конкуренции. В сегментах, где есть условная "рента", рентабельность может сохраняться высокой. Например, ваши услуги находятся в sim-menu в сим-картах у 20 млн. абонентов. Затраты на контент невысокие, продвижение не требуется, а "перепрошить" подобные симки практически невозможно. Но таких категорий услуг немного и даже в них рентабельность не очень высока. Время "сверхприбылей" на этом рынке прошло, но это не значит, что новые идеи и бизнес-модели не могут оказаться успешными.
По вашему мнению, что не достает рынку VAS-услуг?
Не хватает рынку свободных инвестиционных ресурсов для развития молодых стартапов, опыта и специалистов на международных рынках, где мы можем быть конкурентоспособными. Есть и более прагматичные моменты - существенно сдерживает рост вялое внедрение 3G и нерешительность операторов в части внедрения доступных условно-безлимитных тарифных планов на передачу данных. Эти два фактора критично важны для роста контент-услуг.
Каковы перспективы WAP как источника дополнительных доходов?
Здесь немного не ясен вопрос. WAP - это среда, также, как и WEB в традиционном Интернете. Постепенно эти среды сольются или переродятся во что-то новое. В WAP можно и нужно создавать популярные сайты и сервисы, технически их достаточно просто монетизировать через продажу сервисов и контента, чуть сложнее через рекламу - рынок мобильной рекламы пока сильно отстает от традиционной интернет-рекламы. В WAP-е есть и более экстравагантные модели получения дохода - например, некоторые операторы делятся доходами от wap-трафика по отдельным ресурсам. Это может помочь популярности "тяжелого" контента, однако лично я достаточно скептически к ним отношусь, если смотреть на долгосрочную перспективу. Абонентов все равно сдерживает цена wap-трафика и, что еще важнее, невозможность спланировать и понять свои расходы на wap. Я считаю неизбежным появление и массовое распространение условно-безлимитных тарифов на передачу данных, что поставит крест на моделях деления доходами от трафика, но, с другой стороны, дополнительно стимулирует продажи платного контента и сервисов.