Расскажите о деятельности вашей компании.
Первый большой проект, созданный нашей компанией, стартовал в 2001 году. Весной 2001 года появился E-katalog. Дальше проходило постепенное развитие, появились другие проекты, появился Pokupaj, появились Nadavi, Magazilla и множество более мелких проектов. Что касается оборотов компании, то это вопрос достаточно скользкий. Здесь надо понимать, что если речь идет о непубличных компаниях (то есть тех компаниях, которые не торгуются на бирже), то, как правило, напрямую на такой вопрос инсайдеры ответа не дают. Могу лишь сказать, что в процентном соотношении на Украине мы занимаем порядка 70% в нише сравнения цен (у нас это принято называть "рынком торговых систем", хотя в мире прижился термин price_comparison_market). Мировой объем рынка сравнения цен измеряется в миллиардах долларов.
А что представляет собой "торговая система"?
Если очень кратко, торговая система представляет собой сервис, который позволяет покупателю, не вставая из-за компьютера, посмотреть описания товаров, представленных в Интернет-магазинах, почитать отзывы, узнать, в каких магазинах они есть и по какой цене. Желательно, чтобы с помощью торговой системы можно было выбрать товар по параметрам и сравнить их.
Как известно, украинский сегмент Интернета не регламентирован никакими законодательными актами, являются ли в таком случае Интернет-магазины законными по определению?
Конечно, Интернет-магазины абсолютно законны. У нас разрешено все, что не запрещено. Поэтому каких-либо специальных разрешений для открытия Интернет-магазина в нашей стране не нужно. И это хорошо, ведь чем меньше осуществляется государственного регулирования в отрасли, тем быстрее и лучше она будет развиваться. Конечно такое "невнимание" со стороны государства не будет вечным. Как только обороты интернет-торговли станут заметны государству – начнется регулирование, бумаги, согласования, взятки чиновникам и прочие атрибуты "проявления государственной власти". Пример подобного регулирование мы уже можем наблюдать у наших северных соседей.
С какими государственными органами придется столкнуться желающему открыть Интернет-магазин?
Согласно действующему законодательству, абсолютно неважно, используете вы Интернет для ведения своей предпринимательской деятельности или нет. Еще раз повторюсь, специального регулирования в этой сфере пока нет. А дальше все зависит от того, как вы хотите строить свой бизнес. Существует масса вариантов – от регистрации частного предпринимателя на фиксированном налоге до открытия юридического лица со всеми налогами и полной отчетностью.
Но, а как же относительно тех же налогов? Ведь с прибыли нужно платить налоги, а как можно платить налоги на виртуальный, по сути, вид бизнеса?
Многие ошибочно полагают: раз появился Интернет-бизнес, он должен регулироваться специальным законодательством, а иначе непонятно, как платить налоги. Но с точки зрения налогов – Интернет-бизнеса как такового нет. Есть просто бизнес. Есть бизнес, который использует Интернет или который не использует его. Поэтому регулируется этот вид бизнеса самым обычным законодательством.
Если вы что-то продаете, то нет разницы, продаете вы это по телефону, с помощью Интернета или еще каким-то способом. Вы все равно ведете бизнес. Вам хочется привлекать Интернет-пользователей и продавать им товары. Пожалуйста, это ваше право. Но вот совсем иное дело, если в своей деятельности вы используете так называемые spam-рассылки или другие запрещенные методы рекламы, которые, как известно, в некоторых странах даже считаются уголовным преступлением. Здесь уже есть свои законодательные акты, которые должны быть учтены в вашей деятельности, но налогов это уж точно не касается.
Для каких целей, как правило, создаются сетевые площадки по типу price.ua и hotline.ua?
Price.ua достаточно старый сайт, взявший за основу популярные в то время "желтые страницы", где писали "компьютеры от 1 гривни". Раньше было очень много подобных "свалок прайсов", но рынок все расставил на свои места, и для подобных сервисов не осталось места. Price’ам тоже пришлось подстраиваться, и сейчас это что-то среднее между классическими "желтыми страницами" и товарным каталогом с минимальным набором сервисов. В отличие от Price.ua и подобных систем, мы изначально позиционировали свою систему как сервис для выбора, подбора и сравнения товаров в Интернете. Благодаря этому мы смогли стать необходимым посредником между продавцом и покупателем.
Можно ли считать Интернет-торговлю занятой нишей, или в этом сегменте, так сказать, места хватает всем?
У этой "ниши" на данный момент нет ни четких границ, ни хотя бы приблизительных текущих объемов или ёмкости. Другими словами, "ниша" еще толком и не сформировалась. В Интернет-торговле все только начинается, и если кому-то кажется, что тут "дикая конкуренция" и все происходит на грани рентабельности – просто посмотрите на другие оff-лайновые "ниши" - вот там действительно на войне как на войне. Проблема в том, что из-за достаточно низкой стоимости входа зачастую в интернет-торговлю приходят неграмотные и неспособные правильно вести свой бизнес люди (как правило, очень молодые, хотя возраст не является определяющим критерием). Благодаря таким "пионерам" складывается впечатление, что продавать в Интернете можно только демпингуя и выставляя наценки в несколько долларов. Я не буду сейчас заниматься просветительской деятельностью и убеждать, что в Интернете можно продавать НЕ по низким ценам. У кого есть голова на плечах, понимает это сам и ездит на дорогих машинах и отдыхает на дорогих курортах (это, кстати, абсолютно нормально для большинства наших клиентов). Остальные очень много работают, мало отдыхают и участвуют в ценовой "рубке" на price.ua.
В чем основные преимущества и недостатки интернет-магазинов перед розничной торговлей?
Так бы не хотелось скатываться к банальному перечислению особенностей торговли того или иного вида… На самом деле, тут все на поверхности и дело не в преимуществах и недостатках. Просто появился новый вид коммуникаций – интернет, появилась и интернет - торговля, как в свое время появилась торговля по почтовым каталогам. Это та же торговля с той же логистикой, маркетингом и обслуживанием покупателя в конечном итоге. Если вы можете продавать в оффлайне, то с очень высокой долей вероятности будете и хорошим онлайн продавцом. Если же смотреть с точки зрения покупателя, то ему вообще все равно. Главное, чтобы было удобно, комфортно и по приемлемой цене. А где это будет – в интернете или торговом центре - это уже второй вопрос.
Подумал было к "удобно, комфортно и по приемлемой цене" добавить "быстро", но вспомнил несколько примеров из опыта наших клиентов. Некоторые из них как раз и "берут" тем, что предоставляют много информации, возможность сравнения и т.д., тем самым растягивая покупку и давая возможность клиенту получить "кайф" от самого процесса. Вряд ли вы словите такой "кайф", расспрашивая два часа ленивого да еще и не совсем компетентного продавца-консультанта в торговом зале, покупая, скажем, холодильник или стиралку.
По итогам 2007 года, в какую сумму суммарно можно оценить рынок он-лайн коммерции? Как изменился этот показатель в отношении 2006 года?
В последнее время мне особенно часто задают вопрос насчёт оборота рынка онлайн-коммерции. Я не знаю. Не знаю, несмотря на то, что почти все магазины (и уж точно все крупные) являются нашими клиентами. Не знаю, даже несмотря на то, что многие магазины работают на нашем движке и на наших серверах, и я достаточно точно знаю их обороты. Могу только сказать, что успешные магазины зарабатывают 10-12 миллионов в год, средние - порядка миллиона, остальные – как придется. А это "как придется" растягивается в очень длинный хвост, который просто невозможно точно оценить. Если говорить о динамике рынка – то это двукратный прирост за год, если о динамике расходов на рекламу интернет-магазинов – это более чем 2,5 кратный прирост.