Как определить потенциал стартапа в Интернете? Какие стартапы можно считать успешными?
Критерии успешности зависят от типа проекта. Для чего или кого создается проект? Если вы делаете проект для себя и для своих друзей – здесь критерий успешности – собственное удовлетворение от проекта. Прибыль вообще не является целью и мерилом успешности. Однако, если вы создаете что-то новое именно для заработка денег, критерий успешности – сколько денег он приносит сегодня. Коэффициент "вложения"/"отдача" относительно небольшой, видны ограничения.
Виталий, на ваш взгляд, как тестировать модель монетизации, которая предполагает взимание платы с пользователей: вводить плату можно только за новые услуги/сервисы, иначе пользователи, привыкшие получать что-то бесплатно, могут покинуть сервис? Что мотивирует пользователей присоединяться к новому сервису, пусть и бесплатному и интересному, который ещё мало известен?
Отвечая на этот вопрос, можем навскидку вспомнить пример того же "ВКонтакте". Социальная сеть набирала первую аудиторию за счет того, что учредители инициировали различные акции, к примеру, всем известную раздачу iPod пользователям, приглашавшим на сервис своих друзей. Таким же образом они привлекли аудиторию и на vk.com
А на каких, на ваш взгляд, условиях инвестор работает со стартапами? На каких моментах должен настаивать инвестор, чтобы проект не оказался для него убыточным?
Условия работы инвестора с проектом зависят от выбранной инвестиционной стратегии. По-крупному, можно выделить два типа инвестиционных стратегий:
Первый - инвестор вкладывает средства в проект с целью повышения его капитализации и доращивания до следующего раунда инвестиций, с последующим возможным выходом из проекта. Получение прибыли от деятельности проекта не всегда является целью, проект может вообще не приносить прибыли, как, например, Twitter. В этом случае главное выгодно перепродать проект. Условно можно назвать такую инвестиционную стратегию "спекулятивной".
Второй - инвестор встраивает проект в существующий бизнес с целью получения прибыли от деятельности проекта. В качестве таких инвесторов могут выступать крупные интернет-компании (Яндекс, Mail, Google), которые покупают проекты целиком и не для перепродажи, а для решения своих конкретных задач. Например, покупается ресурс с аудиторией, затем эта аудитория монетизируется рекламой.
Какие стартапы, связанные с Интернетом, наиболее интересны инвесторам?
В настоящее время это eCommerce (электронная коммерция, интернет-магазины), Mobile (Мобильные технологии), Media (Фото-Видео-Музыка), Social Networking (социальные сети, коммьюнити-сервисы, блогосервисы), рекламные технологии, контент-провайдеры, игры, Location Based Services (гео, карты, навигация).
Предположим, мы хотим развиваться на свои собственные средства. Есть ли смысл и шансы конкурировать с проектом, существующим уже несколько лет, только за счет PR и хорошей работы с партнерами? Или надо предложить что-то иное? Но ведь продают же ноутбуки несколько производителей, по сути, у всех одно и то же, даже характеристики и цены.
Смысл и шансы конкурировать есть всегда, только нужно их грамотно взвесить. Если вы развиваетесь только на собственные средства, ожидайте линейный график роста.