О перспективах рынка продвижения проектов в интернет, а также целях совместного предприятия Игорь Ашманов рассказывает в эксклюзивном интервью ITnews.
- Куда, по вашему мнению, движется рынок услуг по продвижению и оптимизации сайтов?
- Мне кажется, что рынок поисковой оптимизации, как мы его сейчас знаем, рано или поздно "закончится". Потому что поисковики будут изменяться очень быстро, и в конце концов прихлопнут мелких оптимизаторов, потому что у них не хватит аналитической мощи, чтобы быстро приспосабливаться к таким изменениям, и оборотных средств, чтобы выдерживать все более частые ситуации, когда они дали гарантии клиенту, а он останется недоволен. Во-вторых, клиенты становятся все более умными, и если видят, что с поисковой оптимизацией не складывается, начинают искать какие-то другие средства. Изымают бюджет из этой сферы и переносят в другую. И удержит эти бюджеты тот, кто предложит комплексную услугу, то есть все каналы продвижения в Интернете. А маленькое агентство или фрилансер не может всем одновременно заниматься. Похоже, что рынок будет консолидироваться, и наверху окажутся интерактивные агентства, которые делают за клиента в интернете все.
- Можно ли спрогнозировать, что через пару лет небольшие агентства, которые, к примеру, рекламируют свою деятельность посредством спама, вообще исчезнут с рынка?
- Скорее всего, да. Но смотрите, к спаму обращаются те, кто стартует, у кого совсем нет денег, либо те, у кого начались проблемы.
- А как инструмент работает ли спам вообще?
- Мне кажется, что спам может иногда помочь на этапе запуска проектов. Но он выдает, так сказать, неблагонадежность. Ну представьте себе, вы хотите запустить какой-то серьезный бизнес. Будете ли вы его рекламировать при помощи расклеивания листочков на остановках и углах домов? Вряд ли. Это ведь очень сильно влияет на репутацию. Спам скорее показывает, что бизнес — маленький, и о серьезности и надежности здесь речь не идет.
- Получается как антиреклама?
- Не совсем, у кого-то это работает. У нас был эпизод, поскольку мы боролись со спамом, мы проводили конференции, посвященные этой проблеме. Спаммеры также на них приезжали инкогнито, и кто-то из них взял и начал нарочно наши услуги "рекламировать" спамом. Они запустили три волны спама, после чего нам пришло около пятисот писем с матами и угрозами. И примерно двадцать заявок на услугу. Но мы отказались обслуживать этих клиентов , потому что выступали против спама. Позже мы провели анализ этих заявок, и выяснилось, что ни один из этих потенциальных "клиентов" не соответствовал нашей целевой аудитории. В основном это были обращения типа "дам вам $50-100, и посмотрим, что получится". То есть это был эффект, аналогичный эффекту от привлечения на сайт "мусорного" трафика.
- Если говорить о будущем, спам как явление сохранится или исчезнет?
- Сейчас спам продают как "спасательный круг" для мелкого бизнеса. Я думаю, спам никуда не денется. Однако, там все меньше малого бизнеса, а все больше криминала, то есть тех, кто не имеет другого канала для распространения. Например, фальшивых лекарств без рецептов. То есть, он становится маргинальным каналом.
- А как Вы относитесь к продвижению в социальных сетях?
- Это очень перспективное направление. Периодически мы выполняем такие проекты для заказчиков. Как для крупных, так и для малого бизнеса. Вообще для малого бизнеса это очень интересный инструмент. Например, мой сын раскручивает свой малый бизнес в социальных сетях. Он рекламирует тренажерный зал лишь среди жителей одного микрорайона посредством "ВКонтакте". То есть получается очень "точечная" фокусировка, что позволяет работать с очень небольшими бюджетами.
- Скажите, почему распределение долей Google и Яндекса так сильно отличается в Украине и России?
- Дело в том, что, например, в США Google предлагает локализованную рекламу, множество сервисов, ориентированных на местного потребителя. А в России он не выиграл против Яндекса, потому что не локализован, там даже расписания телепередач нет на русском. А в Украине долгое время локальных сервисов не было ни у Яндекса, ни у Google. Сейчас ситуация меняется, на украинском рынке чувствуется реальная конкуренция. И обе компании, видимо, вынуждены будут "вкладываться" по полной. Так что, я думаю, сложившееся распределение долей далеко не окончательное. Для рынка и для потребителя это хорошо, поскольку конкуренция — это развитие.
- Как Вы оцениваете конкуренцию на рынке продвижения в России? Есть ли у Вас более крупные конкуренты?
- Есть конкуренты, которые говорят, что больше нас зарабатывают. Есть некий слой достаточно крупных и профессиональных компаний. Но дело в том, что мы и не стремимся стать самыми крупными именно на этом рынке - наша компания не является в чистом виде агентством по продвижению. Мы технологическая компания, которая сама пишет поисковые коды, то есть у нас есть прямые взаимоотношения с поисковиками. Так, например, один из трех поисковиков на российском рынке сделан нами. То есть наша компания внутри устроена совсем по-другому. И источники прибыли, и позиционирование на рынке, и круг клиентов, которых мы обслуживаем, отличаются от большинства наших конкурентов.
- А в Украине есть какие-то крупные заказчики?
- Уже есть. Восемь заявок, подписан первый контракт.
- То есть, ориентация также на крупных клиентов?
- Не совсем так. У нашей компании есть несколько различных продуктов, в том числе ориентированных на средний, малый и даже на совсем малый бизнес. Мы готовы обслуживать практически все сегменты рынка. Здесь мы скорее будем полагаться на опыт нашего партнера Александра Ольшанского, у компаний которого на обслуживании находится свыше 100 тысяч клиентов. Причем в основной массе это реальные оффлайновые бизнесы. И я думаю, что нам будет довольно просто к ним обратиться, если знать, что предлагать. Здесь, скорее, главное "не захлебнуться". Главное построить структуру, которая все не провалит и не разрушит цепочку от заявки до продвижения и — самое главное — до клиента, осознающего, что он потратил свои деньги не зря.