Если компании будут получать ИТ с помощью аутсорсинга, что тогда будет с их ИТ-кадрами?
В компаниях количество сотрудников, компетентных в «железе», начнет резко сокращаться. Возможно, вплоть до полного отказа от их услуг. Бизнесу уже не нужно будет содержать работников, получающих деньги за знание особенностей того или иного оборудования, его обслуживания и взаимодействия с поставщиками. Эти компетенции перейдут на сторону провайдера ИТ-сервиса – именно там должны работать люди, сведущие в подобных вещах. На предприятиях же останутся специалисты, компетентные в управлении основными бизнес-приложениями.
За счет чего провайдер сможет организовать работу ИТ-специалистов эффективнее, чем компания внутри себя?
За счет большего масштаба. Поставщик ИТ-услуг, обслуживая десятки клиентов, может позволить себе содержать достаточно большой штат высококвалифицированных работников. Он будет активнее применять средства автоматизации и повышать свою эффективность. Если мы попытаемся такую службу построить внутри клиента, то либо она будет не настолько профессиональна и эффективна, либо платить за эту функцию придется слишком дорого.
Выходит, чем больше компания пользуется ИТ-аутсорсингом, тем менее для нее важны собственные специалисты?
Наоборот – по мере приближения к модели «гибридных облаков», их важность для бизнеса кардинально увеличивается. ИТ-специалисты перестают быть простыми сисадминами, которые в глазах руководства по значимости находятся между уборщицей и водителем. Теперь они становятся бизнес-партнерами, которые оказывают непосредственное влияние на выбор модели бизнеса в целом. Работники ИТ-служб будут теми трансляторами, переводчиками, которые позволяют выразить в деньгах, сроках и рисках различные альтернативы получения жизненно важных для компании функций. Благодаря этому они становятся видны в глазах бизнеса. А пока «айтишники» находятся на уровне инфраструктуры, морочатся с железками, они не видны – это кочегары в машинном отделении.
Если ИТ-специалисты будут нужны компаниям в меньших количествах, значит, они пойдут работать к провайдерам?
Перетекание кадров из компаний в ИТ-сервисные компании будет, но не для всех. Потому что поддержание инфраструктуры для одной компании с десятком рабочих мест и с тысячей, десятков тысяч сразу для многих заказчиков – это совершенно разные модели организации процессов эксплуатации. Поэтому спрос на специалистов, которые обладают средним и низким уровнем квалификации, будет уменьшаться. У них есть два варианта. Первый – расти. И тогда они станут востребованными либо на стороне сервис-провайдера, либо останутся в ИТ-службе, но уже на ролях, связанных с определением тактики и стратегии развития ИТ-сервисов. Второй – уходить
из этой индустрии.
Как будет меняться стоимость ИТ-сервисов на рынке?
Она будет снижаться. Во-первых, по мере появления новых ИТ-провайдеров, их наценка начнет уменьшаться за счет ужесточения конкуренции. А во-вторых, себестоимость их ресурсов (за исключением человеческих) будет снижаться.
Но ведь цены на ИТ-оборудование не меняются…
Зато его производительность удваивается практически каждый год. Но также увеличивается и гранулярность –вы зачастую вынуждены покупать ресурсы в большем, чем вам нужно, количестве. Например, если бизнесу необходимо перевозить 10 килограмм груза в день, для этого достаточно тележки. Но представьте, что на рынке тележек больше нет, а производят только грузовики. И вы можете либо носить груз вручную, либо купить грузовик – других вариантов нет. Но, покупая грузовик, вы эту функцию реализуете слишком дорого. А меньше вы купить не можете из-за большой гранулярности.
Для провайдера эта гранулярность особого значения не имеет, потому что он набирает такое количество клиентов, что ему нужен не один десяток грузовиков – он все равно их нагружает. Поэтому для него стоимость единицы ресурса падает. А значит, и себестоимость его услуг будет постоянно снижаться.
Но это возможно лишь в том случае, если мы организуем вычисления в виде гигантских ресурсных пулов, которые работают на множество заказчиков сразу. Если же вы попытаетесь эту функцию реализовать внутри компании, то для вас этот принцип не сработает: с увеличением мощности оборудования растет и тот самый минимальный объем ресурсов, который вы вынужнены приобретать. И для вас цена этой функции остается постоянной – вы закупаете лишнее.
Какие основные технологические прорывы в облачных вычислениях вы ожидаете в ближайшее время?
Основной прорыв в технологиях будет в области программной прослойки, которая называется «операционной системой дата-центра». Функция классической ОС заключается в предоставлении прикладному ПО доступа к ресурсам компьютера. Она является прослойкой между железом и ПО. Но в дата-центре компьютер – это вся совокупность ресурсов: множество серверов, систем хранения данных и так далее. Всем этим пулом управляет «ОС дата центр»а: классические «операционки» получают доступ к вычислительным ресурсам благодаря ей.
Сейчас эта программная прослойка представлена в виде набора средств виртуализации. И в ближайшее время наиболее интенсивно будет развиваться ее функциональность. Это и отказоустойчивость, распределение нагрузки на ресурсы, защита данных и так далее. При облачных вычислениях все эти функции уходят от классических ОС к операционной системе дата-центра.
В итоге мы возвращаемся к модели мейнфрейма, но уже на программном уровне. Он испокон веков представлял собой образец надежности, эффективности и… высокой стоимости. Но сейчас эта планка по надежности и эффективности может быть достигнута значительно дешевле за счет того, что в качестве аппаратных ресурсов мы берем значительно более доступное оборудование массового применения.