Вытеснят ли WEB-издания печатную прессу?
Я думаю, web-издания прессу не вытеснят. Формулировка не очень верная. Весь Интернет - среда так называемого "публикаторства". Сама идея профессионального издания в этой среде - под вопросом, потому что Интернет дает всем свободу авторства и все становятся сами-себе-сми. Люди, корпорации, бренды, политики. И в том числе старые СМИ - они в этом равны теперь со всеми остальными публикаторами. Это и является самой главной угрозой для СМИ - утрата былой монополии на "публикаторство".
Какие основные проблемы медиарынка вы можете назвать, и каковы пути их решения, на ваш взгляд? Каково ваше отношение к теории "смерти" газет?
Основная проблема традиционных СМИ - освобождение авторства. Оно сломает старую системы выработки общественной значимости, основанную на монополии доступа к опубликованию информации.
За всю историю человечества доступ к "публикаторству" (способность изложить свои идеи неограниченному кругу лиц) имели приблизительно 200-300 миллионов человек (на 100 миллиардов особей человека, живших на Земле). Это очень мало. И именно эта монополия давала влияние и бизнес-источникам массовой информации - власти, духовенству, СМИ.
Теперь свободный доступ к "публикаторству" имеют сразу 2 млрд. человек. На порядок больше, чем за 6000 лет письменной цивилизации.
Подобные периоды, связанные с освобождением текста, в истории были. Освобождение письменности после появления демотического письма привело к крушению египетских царств. Освобождение чтения после изобретения Гутенберга снова лишило старые институты (монархии и Ватикан) монополии на текст. И старый мир снова был разрушен. Видимо, предстоит нечто аналогичное, потому что третье освобождение текста - это уже освобождение авторства.
Интересно не только это крушение, но и формирование последующих институтов узурпации контента. Каковыми они будут на этот раз? Абрис уже вырисовывается. Он будет наднациональным.
Мое отношение к теории смерти газет - прямое. Собственно, как говорил Хэмингуэй, любая история - это трагедия, если честно рассказать ее до конца. Все умрут, вопрос в сроках.
Какой контент сейчас больше всего востребован в СМИ? Много говорят о том, что развлекательный, который ведет к "дебилизации", как и везде на Западе. Согласны вы с этим?
Контент востребован разный – как говорится, "каждому полю своя ягода". Я бы обратил внимание на новый все более востребованный формат – "инфографику". Не просто схемы-таблицы, а сложные материалы, где текст является одним из элементов сообщения, наряду с картинками, фото, цифрами, а Интернете - видео, анимацией и звуком. Это новое направление, я его называю "контентный дизайн". Оно совпадает с общим трендом к сокращению длины линейного чтения, к сокращению длины текста.
Насколько велико влияние блогов сейчас? И регулярные проблемы SUPа и недоступность LiveJournal - это все-таки следствие такого влияния?
Да, влияние блогов велико. Ведь если ЖЖ атакую хакеры, значит, это лакомый кусок для "хулиганов" - мелочь бы требушить не стали. Если по политическим мотивам - значит, тоже из-за влияния. Наконец, если ЖЖ падает по причине плохой работы техников или менеджеров, то это значит, что они не справляются с его размерами.