О первых впечатлениях о стране и компании
«Воля» и Украина очень похожи. У Украины все есть – плодородная земля, богатые ресурсы, большой рынок, тысячи километров морского побережья… Но она не живет так, как позволяет ей потенциал. «Воля» – такая же. Это большая компания с огромными возможностями для прогресса, но она требует сильного руководства с позиции лидерства.
О смене стратегии развития
Нам недостаточно быть просто крупнейшим оператором кабельного телевидения в стране. Нужно стать лидером в качестве обслуживания абонентов. Здесь предстоит очень много работы – сервис еще далеко не на должном уровне, нужно это признать.
Когда количество клиентов любой технологической компании достигает сотен тысяч и миллионов, они становятся в большей степени сервисными компаниями. «Воля» – сервисная компания с почти двумя миллионами клиентов. И в первую очередь мы занимаемся обслуживанием абонентов, а не просто продаем им ТВ с интернетом. Это изменение ментальной парадигмы. Конечно, это не произойдет за неделю, но когда случится, то создаст ценность и для семей сотрудников, и для всей страны, перед которой мы тоже несем ответственность.
О консолидации рынка и запланированных поглощениях
На рынке присутствует больше трехсот компаний, рыночная доля которых не превышает 1%. На этом рынке невозможно выжить без роста, он требует очень серьезных инвестиций. «Воля» планирует расти за счет расширения своей сети и новых приобретений. В поле нашего зрения находятся 20−30 кабельных компаний, которые интересны для поглощения.
Консолидация неизбежна. Мы хотим ее возглавить, но с одним «но» – по разумным ценам. Многие, узнав о наших планах по поглощению активов, выставили очень завышенные ценники. Тем не менее в ближайшие месяцы мы планируем закрыть несколько сделок, которые значительно увеличат абонбазу.
О доходах и инвестициях
«Воля» зарабатывает немногим более 1 млрд гривен в год. До поглощения «Одеко» в IV квартале 2012 года было чуть меньше миллиарда. В дополнение к нашим операционным расходам, компания уже восемь лет ежегодно реинвестирует около 200 млн гривен. Европейские телекомкомпании реинвестируют 12−15% дохода – я знаю это, потому что сам возглавлял таких операторов. Но в 2013 году мы намерены вложить еще больше – почти 300 млн гривен. Потому мы очень ждем хороших финансовых результатов – нужны деньги на инновации и улучшение сервиса.
О новом OTT-сервисе и пиратстве
Даже если компания большая, она не может быть повсюду, покрытие очень редко бывает стопроцентным. OTT-сервис позволяет нам выйти за пределы собственной сети, зарабатывать на сетях конкурентов. Раньше, если киевский житель звонил и говорил – хочу HD-пакет, мы спрашивали: есть ли у вас покрытие «Воли»? Теперь спрашиваем: есть ли у вас интернет? Проникновение цифровых контент-сервисов в Украине очень низкое. В Западной Европе, Северной Америке, Азии за последние десять лет телевидение стало интерактивным. Мы знаем, что в Украине есть около 80 компаний, которые пробуют или пробовали с помощью IP-решений (IPTV или OTT) предоставлять услуги интернет-телевидения. Но они используют «гаражные» решения, которые, в основном, технически слабые. Практически никто из них не работает с поставщиками контента мирового класса. И очень многие предоставляют контент, не имея на это прав. Такая ситуация не будет длиться вечно. Наш план – возглавить трансформацию рынка, которая будет происходить в ближайшие три-пять лет. Это нелегкая задача, но хочу предупредить пиратов: я не всегда хороший парень, но еще и стритфайтер.
Роман Судольский, Forbes