Как можно охарактеризовать ситуацию с интернет-бизнесом в Украине? Наступил полный упадок или наоборот началось оживление?
Кошмара никакого нет. Если сравнить с кризисом 2008-2009 года, то падение меньше, чем было тогда. Несмотря на все эти события, как-то что-то шевелится. Дело в том, что кризис возникает в головах. Экономику, с которой сталкиваются люди повседневно, двигают два миллиона частных предпринимателей, малых и средних предприятий. Если брать эту часть экономики, то здесь определяется настроем людей. Если эти два миллиона будут думать, что завтра будет лучше, чем сегодня, то никакие объективные показатели ни на что влиять не будут. Они будут продолжать инвестировать деньги и работать. А вот если они начнут думать, что завтра наступит полный конец, то он таки точно наступит. До тех пор, пока существует эмоциональный подъем и вера в будущее, я считаю, что с экономикой глобально ничего не произойдет. Если, конечно, правительство не наделает каких-то откровенных глупостей.
Наблюдается ли активность потенциальных участников в связи с проведением Интернет-форума?
Людей, конечно, будет меньше, чем в прошлом году. Мы ожидаем где-то на уровне 2012 года, то есть до 5 тысяч посетителей. Активность в общем неплохая, учитывая время, учитывая то, что все-таки много не приедет участников из России, ближнего зарубежья. Да и из регионов меньше приедут из-за какой-то опаски.
А из европейских стран, может быть?
На iForum всегда немного ездили из Европы. Докладчики будут, а посетителей никогда много не было, потому что язык обычно украинский или русский. Потому что при таком количестве людей обеспечить перевод практически невозможно. В прошлом году было много англоязычных спикеров, и мы выделяли англоязычный поток.
Какие можно выделить основные тренды на рынке, которые будут отражены на этом форуме?
Сейчас всех интересует, как компаниям выживать в кризис, то есть планирование, маркетинг и рекламные бюджеты в кризис. Второе направление - это новые медиаформаты (Громадське ТБ, Спільно, Еспресо). Считают, что это мировая премьера. Украина здесь впереди планеты всей. А в остальном - более традиционные тематики, например, e-commerce. Сейчас с интернет-продажами сталкиваются любые предприятия. Если раньше достаточно было на сайте повесить "Продаю то-то за столько", то теперь им приходится применять какие-то инструменты маркетинга, которые раньше применяли профессиональные магазины. Обмен знаниями и идеями в этом направлении очень важен.
Сложно ли было сейчас организовать такое масштабное мероприятие?
В этом году мы заранее готовились к тому, что iForum будет убыточным, в связи с тем, что будет меньше людей. А затраты мы закладывали и оплачивали многие вещи еще в 2013 году летом. Мы решили проводить iForum все равно, в какой-то степени назло происходящему вокруг, потому чтомы считаем iForum очень сильным объединительным мероприятием. Очень многие люди приезжают из регионов, и происходит обмен опытом, обмен эмоциями. И видение собственными глазами, что нет здесь никаких фашистов и бесчинств, - это сегодня очень сильное лекарство. Конечно, мы его не хотим политизировать, но какие-то темы точно будут подниматься. Это информационные войны, инициативы, рожденные во время революции, то есть новые медиа.