Сколько магазинов насчитывает сеть "Фокстрот. Техника для дома"? То есть, как устроена структура?
Торговая сеть "Фокстрот. Техника для дома" является крупнейшей розничной сетью по количеству магазинов и объему продаж электроники и бытовой техники в Украине. По состоянию на декабрь 2014 года в Украине насчитывается 224 супермаркета. Магазины представлены в 116 областных и районных центрах Украины.
На структуру и количество магазинов сети "Фокстрот" влияют такие факторы, как: численность населения (например, в городах до 80 тыс. чел нет смысла открывать более одного магазина "Фокстрот", и, соответственно, если город численностью 500 тыс. чел., то имеет смысл открывать 3-5 магазинов); территориальное покрытие города (протяжённость) - при большом территориальном покрытии необходимо минимум 3-4 магазина бытовой техники; наличие градообразующих предприятий; конкурентная среда в городе и пр.
Если брать количество магазинов по регионам, то у нас относительно равномерное покрытие в каждом регионе (45-50 магазинов), но, еще раз повторюсь - это не догма - на это повлияли вышеперечисленные факторы. На сегодняшний день компания развивает новый формат "гибридного магазина" в городах с населением "30тыс.+" в рамках мультиканальной модели управления. Такие магазины позволяют представить ассортимент большинства товарных групп классического магазина "Фокстрот" на небольшой площади (до 100 кв.м) и, что еще более важно – любой товар из широчайшего ассортимента foxtrot.com.ua можно заказать прямо в "гибридном" магазине "Фокстрот", воспользовавшись специальным терминалом, оформив заказ у продавца либо оформив покупку на foxtrot.com.ua в любом другом удобном месте. Такие магазины с 2013 года уже работают в Сокале и Каховке.
Недавно проведенные исследования говорят, что потребитель начинает ограничивать себя в приобретении электроники и бытовой техники, что напрямую связывается с волнениями в стране, экономической нестабильностью и пр. Как обстоят дела в вашей сети?
Спрос на технику и электронику начал падать в сравнении с прошлым годом с июня 2014 года (до этого продажи на рынке росли, за исключением марта). В третьем квартале спрос на рынке снизился на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Такой результат связан, в первую очередь, с ситуацией в стране и экономической нестабильностью. И, несмотря на то, что игроки рынка, борясь за потребителя, используют все доступные средства для его привлечения, предлагая различные акционные предложения, дополнительные бонусы/скидки постоянным клиентам, развивая продажи через интернет – это все же не имеет такого существенного влияния на потребителя, как раньше. Последний стал более экономным и осторожным в своих покупках. Достаточно сильное, правда краткосрочное, влияние на увеличение спроса, в том числе на рынке бытовой техники и электроники, оказывает девальвация национальной валюты. Так, очередной скачок курса валют в ноябре привел к существенному росту продаж на рынке. Причины этого – рост цен на товары (а также заблаговременные покупки к новогодним праздникам позволили перераспределить часть спроса декабря на ноябрь), а также отсутствие возможности конвертировать сбережения в валюту из-за ее дефицита.
Девальвация гривны очень подстегнула продажи всех категорий техники и электроники. Наибольшим спросом, по сравнению с прошлым годом, пользуется крупнобытовая техника (встраиваемая техника, стиральные машинки, холодильники, посудомоечные машины), аудио-видео (телевизоры) и IT-техника (ноутбуки) и некоторые группы мелкобытовой техники (кондиционеры, комбайны, кофеварки, водонагреватели, мультиварки и т.д.).
Рост курса доллара почти вдвое с марта-апреля текущего года сказался на повышении цен, в том числе на бытовую технику и электронику. Поэтому потребители отчасти переключились на менее функциональные, а, соответственно, более бюджетные товары/бренды. Подтверждение этому – рост доли низкого ценового сегмента по категориям.
Из года в год предновогодний период отличался повышенным спросом на бытовую технику и электронику со стороны покупателей. В этом году операторы рынка также рассчитывают на рост продаж перед праздниками, но экономическая и военно-политическая ситуация в стране влияет на величину этого роста. В предновогодний период потребителей ожидают большое количество выгодных акционных предложений и распродаж. При этом, акционные товары будут представлены практически во всех товарных группах на любой вкус – это и смартфоны, и планшеты, и телевизоры, и стиральные машины, и встраиваемая техника, и техника для кухни, и техника по уходу за волосами и телом и т.п. Каждый покупатель сможет найти то, что пожелает приобрести для себя и своих близких. В новогодние праздники наибольшей популярностью пользуются телевизоры, смартфоны, ноутбуки и планшеты, стиральные машины и холодильники, а также мелкая бытовая техника для кухни и дома.
Кто ваш главный конкурент в рознице? В каких регионах присутствие сети "Фокстрот" лучше конкурентов?
На оффлайн-рынке бытовой техники и электроники основными игроками являются сети "Фокстрот", "Эльдорадо" и "Комфи".
По количеству торговых точек сеть "Фокстрот" является лидером во всех регионах Украины. Наиболее масштабно, в сравнении с конкурентами, сеть "Фокстрот" представлена в западном и южном регионе, а также в Киеве.
Ваш взгляд на интернет-торговлю?
Торговая сеть "Фокстрот" - мультиканальный игрок. Наша задача - сделать так, чтобы наш клиент, попадая на сайт foxtrot.com.ua, получал такие же условия и возможности для совершения покупки, как и в розничном магазине. Начиная от возможности получить качественную консультацию по подбору необходимого товара онлайн и приобретения сопутствующих услуг, до программы лояльности, которая будет иметь одинаковые условия для всех покупателей. Мы стараемся сделать так, чтобы обе площадки дополняли друг друга, и в итоге клиент покупал так, как ему удобно.