Андрей, когда, по Вашему мнению, уже реально заработает долгожданный MNP?
Переносимость номера – это не услуга в классическом понимании, а это в первую очередь регуляторное обязательство. Ни один оператор не хочет, чтобы абоненты от него уходили. Поэтому ни один оператор сам по себе не внедряет MNP. Это регулятор заставляет оператора запустить данную услугу.
В узком смысле это переход от одного оператора к другому. Те, кто очень хотят перейти, смогут, я думаю, воспользоваться своим правом в первом или втором квартале 2016 года.
Но основная ценность не только в этом. Национальная комиссия сделала много, для того чтобы внедрить лучшие европейские практики, поскольку в мире MNP используется уже больше 20 лет. Уже наработан достаточно большой опыт. И текущий порядок обеспечивает легкость перехода. Это во-первых обращение к оператору-реципиенту и достаточно быстрый переход – 24 рабочих часа. Это быстрее, чем средний показатель в Европе. А также, хоть и есть плата, но она устанавливается оператором-реципиентом, то есть тем, кто принимает.
Какие два существенных позитивных момента появляются для пользователя? Кроме первого – перехода для абонентов, которые желают перейти, второй существенный момент – для абонентов, которые не задумываются о переходе.
Если процедура перехода легкая, если барьеры низкие, абонент сразу выберет лучшего оператора по лучшей цене. Оператор в ответ вынужден делать лучшие предложения. Таким образом, выиграют все абоненты: и те, которые захотели перейти, и те, которые не думали переходить, но они тоже получат хорошие предложения.
Чтобы MNP заработал на полную мощность, нужна не просто техническая реализация, надо еще, чтобы было куда переходить. Для этого надо снижать ставки интерконнекта и надо регулировать розничные цены. Чтобы монополисты не злоупотребляли, и чтобы у абонента был выбор. Потому что на сегодня экономически неоправданно, когда все твои друзья и родственники находятся в одной сети, переходить в другую сеть. Когда звонки на другие сети по гривне, в этом нет никакого смысла. Поэтому максимальный эффект будет достигнут не только после технического запуска в первом квартале, но и после снижения ставки интерконнекта и регулирования розничных цен. Тогда у абонента появится реальная свобода. Вот тогда все абоненты получат все преимущества, которые дает данная технология.
Эта услуга будет платная?
В большинстве стран мира это бесплатно, потому что это, как я говорил, не совсем услуга, это обязательство. Как бесплатный звонок на номера экстренного вызова, хотя есть затраты на организацию звонков на эти службы. Это то, что государство гарантирует. Так и во многих странах MNP бесплатна. В нашей стране стоимость будет определять оператор-получатель. Это тоже момент конкуренции. Ведь если оператор заинтересован, чтобы к нему переходили, он снизит эту стоимость до минимума. Таким образом, уменьшится барьер для перехода, и процесс этот будет доступен.
Снизится при этом, например, до нуля или операторы будут доплачивать за переход?
Если оператор будет заинтересован в привлечении абонентов, то вполне вероятно, что он будет предлагать какие-то бонусы за переход. Ведь сейчас для привлечения одного абонента каждый оператор несет затраты. Это розничная сеть, сеть дистрибьюции, реклама и т.д. Точно так же MNP – один из способов привлечения абонентов.
А life:) ожидает увеличения притока абонентов после внедрения MNP?
Я думаю, что каждый оператор ожидает увеличения притока. И если анализировать мировой опыт, это тяжело прогнозировать, во многом процесс зависит от действий конкурентов. MNP – это лишь облегчение перехода. Сейчас переход состоит в покупке новой карточки и соответствующими сложностями по информированию своих друзей и знакомых. MNP облегчает этот переход. А вот куда перейдет абонент, будет зависеть исключительно от качества услуг и цены. И если один из операторов будет предоставлять более качественные услуги по лучшей цене, туда абоненты и перейдут. В этом вся идея данного сервиса. Что он стимулирует рост качества услуг.
Если life:) будет предоставлять более качественные услуги по более выгодной цене, значит абоненты будут переходить в life:). Но это лишь возможность, которая дается каждому оператору. И выигрывает только абонент!
Как известно, life:) выступает за выравнивание тарифов, чтобы не было перекосов между внутрисетевыми звонками и звонками на другие сети. Что уже сделано оператором?
На данный момент на рынке сложилась ситуация, когда оператор может в 10-15 раз завышать стоимость звонков на другие сети. Например, по нашим расчетам, средняя стоимость звонка составляет 8 коп., а себестоимость – около 5 коп. При этом операторы устанавливают такие цены, как 1-1,5 грн., на другие сети. В то же время декларируется бесплатность внутрисетевых звонков. При этом в припейд-тарифах есть абонплата за якобы бесплатные минуты. Таким образом, получается, что оператор завышает не только стоимость звонков на другие сети, но и плату за внутрисетевые звонки. При чем, в регионах, где больше абонентов у оператора, выше и абонплата и выше цены на звонки на другие сети.
Сегодня ситуация на рынке такая, что позволяет двум монополистам завышать цены и злоупотреблять своим положением. Это вынуждает потребителя покупать другие карточки. Но опять же, это их полностью не спасает, потому что они вынуждены платить абонплату уже за 2-3 карточки. Таким образом, неоправданно увеличивается стоимость мобильной связи для конечного потребителя.
Что для этого делается? Украина подписала договор об ассоциации с ЕС. В нем есть и положения по регулированию рынка. На данный момент у НКРСИ есть право регулировать ставки интерконнекта. И по результатам обсуждения в рабочих группах и разработанного плана действий Комиссия сделала первый шаг и приняла решение снизить ставку интерконнекта с 36 до 23 коп. И есть план по снижению ставки до себестоимости, которая составляет 5 коп. Таким образом, этот монопольный сверхдоход будет устраняться. И тарифы придут к более обоснованному уровню.
Можно ли сказать, что тарифы на внешние сети через какой-то промежуток времени будут одинаковыми с внутрисетевыми звонками?
В Европе ситуация такая, что тарифы не зависят от направления, куда ты звонишь. И поэтому европейский потребитель не замкнут своей сетью. Европа движется дальше к устранению перекосов между странами – в роуминге. Почему абонент в роуминге должен платить значительно выше? У нас же ситуация похожа не европейскую, только с региональными и национальными перекосами. Но, я думаю, если мы движемся в сторону Евросоюза, то будет планомерное снижение этих тарифов, и они будут выравниваться до уровня "себестоимость плюс какая-то прибыль". На данный момент это 8 коп. за минуту. При том же самом профиле звонков это 8 коп./мин. вместо 1,5 или 1 грн./мин. с абонплатой за внутрисетевые звонки.
Как снижение ставки интерконнекта может повлиять на операторов, готовы они к этому, и на рынок телекоммуникаций в целом?
Операторы платят друг другу за тот трафик, который ходит между сетями, и, соответственно, он тарифицируется по единой ставке 36 коп. Поэтому при ее снижении в первую очередь выиграют те, кто больше всего платит другим операторам. В нашем случае это "Киевстар". Сегодня этот оператор по балансу больше всего платит другим операторам за доступ на их сети. Поэтому снижение ставки с 1 октября 2015 года автоматически приведет к снижению их расходов. (Хотя "Киевстар" не согласен срочно снижать ставку - авт.)
Кроме того, снижение ставки выгодно и тем, кто получает доход по интерконнекту, но хочет предоставить более выгодные предложения. Это life:), "Тримоб", "Интертелеком", "Укртелеком", "Датагруп", Peoplenet.
Но самое главное, что выиграет абонент, поскольку получит более низкие тарифы и постепенный переход к т.н. "anynet", когда он не будет заботиться о том, куда ему звонить, сколько карточек иметь, сколько абонплат платить. Вот это основное преимущество!
Смотрите видеоинтервью с Андреем Лебедевым >>>