Евгений Ковриженко, F5: "Последние два года стали переломными"
1 октября 2015, 13:26, Сергей Решодько, ITnews
О непростом положении дел украинской ИТ-розницы и как она выживает в кризисный период, как удержать покупателя и угадать его потребности, беседуем с Евгением Ковриженко, руководителем техносети F5.
Сегодня Украина переживает сложный экономический период, и совершенно не секрет, что многие розничные сети вынуждены сократить количество магазинов! Как обстоят дела у F5?
Мы действительно живем сейчас в непростое время, и новые условия напрямую отражаются на розничном бизнесе. Мы, так же как и многие сети, сократили число наших магазинов, хотя правильнее будет сказать, не сократили, а потеряли управление над магазинами сети, которые работали в Крыму, а также части Луганской и Донецкой областей. Это порядка 200 магазинов – цифра немалая. Кроме того, некоторым нашим партнерам пришлось также оптимизировать бизнес и закрыть нерентабельные магазины. Но что интересно – несмотря на огромное количество сложностей, в конечном итоге нам удалось выйти на докризисное количество магазинов техносети F5 - 650. Это стало возможным благодаря тому, что к нам присоединяются новые участники, наши давние партнеры, хоть и не так часто как ранее, открывают новые магазины. Законы экономики работают даже в самые сложные времена. Парадокс, но благодаря падению объемов продаж и оптимизации складских запасов, у многих наших партнеров появились свободные оборотные средства, которые инвестируются в работу с другими группами товаров.
Насколько изменился портрет современного покупателя в сравнении с докризисным периодом? Какие тенденции вы можете отметить? Как вы привлекаете новых покупателей?
Покупательские настроения действительно изменились, но значительно раньше. Явные изменения мы увидели еще год назад, в предновогодний сезон 2014-2015 года. Уже тогда покупатель, расставаясь со своими деньгами, хотел получать взамен максимально функциональное устройство. Кроме того, к основному устройству уже тогда значительно меньше стало продаваться услуг и аксессуаров. Сегодня же, к слову, последние все чаще вообще становятся просто подарками к основной покупке.
Снижение покупательской способности повлияло и на среднюю цену продаваемых продуктов, которая продолжает снижаться. Наряду с этим мы наблюдаем и снижение привязанности покупателя к бренду. Теперь на совершение покупки влияет, прежде всего, сочетание функциональность/цена.
Для того чтобы привлекать новых и удерживать интерес постоянных покупателей, нужно постоянно отслеживать их потребности, настроения и ожидания, при этом не просто реагировать на запрос, а где-то даже предугадывать его. У нас очень сильная команда аналитиков и продуманный маркетинг. Наряду с успешным применением классических инструментов (промо кампании на ТВ и радио, рекламные кампании на бордах и т.д.), мы реализуем то, что от нас ждут клиенты.
На какие продукты, по вашим наблюдениям, спрос не упал, а какие стали покупать реже? Как это отразилось на вашем ассортименте?
Непростая финансово-экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на спросе, а, следовательно, и на нашем ассортименте. Если же говорить конкретно о продуктах, то потребитель стал значительно реже менять крупную бытовую технику, предпочитая отдавать ее в ремонт или вызывать мастеров на дом. А вот стабильно высоким спрос остался на смартфоны и мобильные телефоны, которые по-прежнему в числе товаров первой необходимости.
Ваша сеть стала активно сотрудничать с международными бизнес-ассоциациями и выступать партнерами различных социальных проектов. С чем это связано?
Последние два года стали переломными не только в истории нашей страны, но, прежде всего, в сознании каждого украинца. Мы стали отделять зерна от плевел и уделять больше внимания действительно важным и вечным вещам – своей стране, семье, здоровью, помощи тем, кто в этом нуждается.
С момента своего основания в 2010 году мы приняли решение, что F5 будет работать на принципах социально-ответственной компании. Это стало частью жизни нашей команды, однако после всего, что пришлось всем нам пережить сегодня это несравнимо глубже в понимании, именно поэтому мы стараемся поддерживать разнообразные социальные инициативы.
Кроме того, много внимания мы уделяем поддержке спортивных проектов, ведь сегодня благодаря развитию технологий наша жизнь стала легче и комфортнее, но вместе с тем, значительно снижается наша физическая активность, сужается круг интересов, живое общение отходит на второй план. Спорт же объединяет людей, знакомит их друг с другом, укрепляет здоровье и характер.
В этом году нам удалось поддержать целый ряд спортивных и благотворительных проектов, наиболее масштабные из которых - семейный праздник Summer Fun Fest и теннисный турнир, организатором которых выступила Европейская бизнес-ассоциация, а также благотворительный пикник, организатором которого уже на протяжении многих лет является Американская торговая палата в Украине.