Наша телефония доступна более чем в 11 тыс. населенных пунктов. Это накладывает на нас определенные обязательства. С одной стороны это воз, который должен тянуть Укртелеком, но мы пытаемся преобразовать и видоизменить как минимум восприятие. И у нас уже есть определенные успехи. Мы возрождаем фиксированную телефонию в смысле ее полезности для наших потребителей. Не все ресурсы традиционного телефона использованы, и стремление любого оператора - предоставлять комплекс каких-то услуг, в том числе голосовых, где они не доминируют.
Как изменилась абонентская база за последнее время?
В среднем она пока снижается на 9% в год.
Каковы масштабы потерь, связанные с аннексией Крыма и военным конфликтом на Донбассе, в частности на структуру операционных расходов?
Что касается списаний, это касается Крыма и Севастополя, они составили 240 млн. грн. В 2014 году было захвачено оборудование в Севастополе, где не было физической возможности продолжать оказывать услуги связи. И это не обеспечивает нам запланированные доходы.
Что касается зоны АТО на Донбассе, то там где нет доступа сотрудникам Укртелекома, мы не несем никаких операционных расходов, но продолжаем оказывать услуги.
За 1 полугодие восстановили 760 км линий связи непосредственно в зоне АТО, где были повреждения в результате боевых действий, вследствие чего восстановлена связь для 150 тыс. абонентов, а интернет-доступ – для 15 тыс. пользователей. На интерактивной карте на сайте показана текущая ситуация с предоставлением услуг.
Вы собираетесь инвестировать в оптику или будете продолжать использовать ADSL?
На протяжении 2014-го и в этом году мы достаточно активно модернизировали как магистральную часть нашей транспортной инфраструктуры, так и внутризоновой и местной. Это и замена кабельно-медной инфраструктуры оптиковолоконной, перевод на IP-протоколы. И на местном уровне это позволило предоставить нашим абонентам FTTB, FTTH – это у нас первые ласточки. Это, сразу же скажу, не самая сильная сторона Укртелекома, поскольку не было фокуса у Укртелекома на развитие услуг FTTB. С другой стороны, клиенты были удовлетворены и услугами ADSL. Сегодня же мы ее поддерживаем и разумно начинаем развивать FTTB/FTTH. Безусловно, мы будем идти в этот сегмент, мы будем модернизировать сеть, и будем переходить на оптоволоконный доступ.
Достаточно ли сегодня ADSL для качественного предоставления IPTV?
Достаточно. Я при 10 Мб/с смотрю HD, 142 канала. Меня вполне все устраивает.
С точки зрения современных технологий, для трансляции каналов в стандартном качестве достаточно 4 Мб/с, для Full HD – 8 Мб/с. Онлайн-вещание предоставляется по UDP-протоколу, это значит, что на порту выделяется отдельная несущая, которая гарантирует данную скорость. То есть, если у абонента дома 12 Мб, и он захочет посмотреть Full HD, то 8 Мб на порту гарантированно остаются под онлайн-ТВ, а интернет – на оставшемся потоке. Сегодня около 60% наших клиентов имеют скорость более 10 Мб. Мало того, если клиент, например, находится на тарифе с низкой скоростью 5 Мб/с, то для ТВ стриминга он получает канал из полного потока, доступного на роутере. Таким образом мы выкачиваем по максимуму из современной техногии ADSL Annex 2+, и для большинства клиентов этого достаточно для качественного потребления не только SD, но и HD –стриминга.
Насколько я понимаю, в качестве IPTV вы используете платформу oll.tv? Влияете ли вы на политику данной компании, увеличение количества услуг, изменение телеканалов?
Поскольку мы в партнерстве и являемся провайдером, то если что-то интересно пользователю, безусловно к нам прислушиваются. У нас налажена продуктивная тесная кооперация с "Диджитал Скринз".
Как Вы относитесь к перспективам развития 4G?
Мы всегда приветствуем открывающиеся возможности для бизнеса. Если у бизнеса появляется больше возможностей, снятие барьеров, регуляторных, законодательных – это всегда стимул. Другой вопрос – сможет ли бизнес эффективно воспользоваться этой возможностью? И это уже вопрос не к Укртелекому, это вопрос к мобильным операторам.
Но у вас же есть дочерняя компания "Тримоб"?
Да, на сегодняшний день мы не исчерпали все возможности, которые дает технология UMTS (3G). В самое ближайшее время мы продемонстрируем, какие возможности дает синергия фиксированного широкополосного доступа, голосовой фиксированной телефонии, мобильной телефонии и мобильного широкополосного доступа UMTS.
С другой стороны, мне сложно судить о готовности к 4G тройки лидеров - мобильных операторов. Они только на первом этапе пути. Мы еще не видели демонстрации возможностей 3G на конкурентном рынке.
LTE - дорогостоящая технология, она не зависит только от желания оператора ее развивать. Это зависит и от производителей соответствующего телекоммуникационного оборудования. Что касается операторского оборудования, тут развивается все стремительно. С абонентским пока есть вопросы.