Что касается рынка ШПД, по итогам первого квартала в областных центрах и крупных городах мы зафиксировали даже незначительное падение проникновения. Данный показатель пока на уровне погрешности, но это свидетельствует о том, что рынок пересыщен.
Может, это связано с активным внедрением 3G-связи?
Есть, конечно, незначительный отток на мобильную связь, но, как правило, потребитель использует и фиксированный, и мобильный интернет. Даже скоростные показатели стандартов следующего поколения беспроводного ШПД (4G) редко могут удовлетворить все потребности домохозяйства, в этом плане альтернативу фиксированным каналам найти сложно. Основаная причина таких показателей рынка – его перенасыщенность и высокий уровень конкуренции. Если раньше некоторые операторы "бесплатно раздавали" интернет только на акционных условиях, то в этом году появились полностью бесплатные тарифные планы и пожизненный интернет. Именно так операторы переманивают клиентов. В мелких городах и в селах проникновение на уровне 50%, соответственно весь "запас" роста и основная конкуренция за новых абонентов сконцентрирован именно в них.
Операторы | Абоненты, тыс. |
Укртелеком | 1607,3 |
Киевстар | 830,0 |
Воля | 636,3 |
Триолан | 295,0 |
Фрегат | 252,0 |
Абонбаза 5 крупнейших провайдеров фШПД, 1 кв. 2016, Expert & Consulting
Сейчас даже мелкие операторы, как в больших городах, так и в селах строят свои сети, используя PON (волоконно-оптические линии). Крупные игроки присматриваются к гигабитным каналам. В Киеве уже работают несколько таких компаний. Конкуренция на рынке Украины происходит как на уровне скоростей и стабильности связи, так и на уровне цены услуги для пользователя.
Конечно, при сегодняшнем положении вещей выигрывает потребитель. Поскольку получает сравнительно недорогую и качественную услугу. Но насколько от этого выигрывают операторы - большой вопрос.
А как Вы оцениваете перспективы Укртелекома?
"Укртелеком" продолжает удерживать самую большую абонентскую базу в Украине как в городах, так и в селах. Менеджмент компании очень хорошо знаком с рыночной ситуацией, и предпринимает соответствующие действия. Запуск модернизации сети – крайне актуальный и своевременный проект. Именно данная активность позволит оператору сохранить свои позиции в условиях, когда конкуренты активно разворачивают сети, используя высокоскоростные технологии (например PON) даже в небольших населенных пунктах.
Понятно, что через пару лет они иначе просто не смогут существовать.
В принципе Вы правы. Но нужно заметить, что все же на рынке Украины присутствует некая инерционность: "Если меня все устраивает, зачем я буду тратить время на переход к другому оператору?". Именно такой подход абонентов и позволит оператору еще некоторое время существовать на рынке, теряя свои позиции постепенно. Но если "Укртелеком" хочет удержать и укрепить лидерские позиции не на один год, то модернизация и активная маркетинговая политика – это вопросы "жизни и смерти" для компании. В случае удачи в этом направлении компания сможет побороться за абонентов, не только удерживая своих, но и "переманивая" клиентов конкурентов. Конечно, учитывая насыщенность рынка, быстро нарастить абонентскую базу будет крайне сложно. Именно поэтому сейчас крайне важно удержать уже существующих абонентов, предлагая им качественную услугу и новые современные сервисы.
Да, нужно пообещать, что "мы сейчас сделаем революцию".
Сделать революцию в телекоме сейчас крайне сложно. Любому игроку необходимо стараться не только идти в ногу со временем, но и постоянно пробовать приблизить будущее. То есть нужно предвосхищать потребности клиента. Прямо как Алисе из страны чудес – "Чтобы оставаться на месте, нужно бежать изо всех сил". На данном этапе тех скоростных режимов и качества сети, которых достигнет оператор после модернизации, достаточно для предоставления практически всех современных услуг. Поэтому сейчас крайне важно делать ставку на услугах и качестве обслуживания, а не на ценовую политику. Стратегия ценового демпинга себя уже практически исчерпала. Раздавая услуги бесплатно, заработать на улучшение их качества невозможно. Это понимают и "Укртелеком", и другие игроки рыка. Будем надеяться, что от понимания операторы рынка перейдут к действиям.
Хорошо. А что касается фиксированной телефонии, почему мобильные операторы, тот же Киевстар, не хотят поднять этот сегмент?
Киевстар на самом деле все еще предоставляет услуги фиксированной связи. Но это стабильно падающая услуга, во всем мире. Доля "голоса" падает все быстрее, она замещается "датой" не только на рынке фиксированой связи. Такая же тенденция характерна и для мобильной связи. Это свершившийся факт. И со временем данная тенденция будет только усиливаться. Вспомните себя Как часто в этом месяце вы писали СМС или звонили с фиксированного телефона ? Недавно видел как отец показывал и объяснял сыну что такое таксофон? Миру уже давно изменился. Естественно, существующих абонентов данной услуги необходимо максимально "холить и лелеять". Но пока они окончательно не отключись от нее, крайне желательно им продать более современные услуги (Интернет, интерактивное ТВ). Если судить по действиям операторов, они и сами это очень хорошо понимают.
А есть ли вообще перспективы у Укртелекома, хотя бы по возврату инвестиций?
"Укртелеком" показывает весьма хорошие результаты в своей деятельности. Анализируя последние действия компании, можно с высокой долей уверенности сказать, что менеджмент четко понимает, на каком рынке и с каким активом они работают, была разработана оптимальная стратегия для сохранения своих лидерских позиций. Радует, что компанией правят не только "аудиторы и бухгалтера", но и маркетологи. Первые хорошо оптимизируют затраты, чтобы приносить своим инвесторам больше. Вторые же четко понимают, что для того, чтобы компания была успешной в будущем, уже вчера необходимы существенные вливания.