Расскажите о таком понятии, как "интернет-рейтинги". Что это? Для каких целей создаются рейтинги? Кто занимается созданием "интернет-рейтингов"?
Интернет-рейтинги создаются на базе статистических систем, собирающих информацию о посещаемости сайтов. Приходя на сайт, посетители загружают страницу, в которую включен код счетчика. Таким образом, статистические системы подсчитывают число загруженных страниц, а также число посетителей, зашедших на сайт. По этим данным и формируются интернет-рейтинги. Кроме числа посетителей и просмотренных страниц статистические системы могут собирать данные о географии пользователей, их браузерах и компьютерах, поведении на сайте-источнике, ссылки. Интернет-счетчики и рейтинги создавались в первую очередь для вебмастеров и владельцев сайтов. Но в Украине их также используют и рекламодатели.
Как образом "интернет-рейтинги" влияют на настроение рекламодателей?
В развитых странах рекламодатели ориентируются на данные профессиональных независимых исследовательских компаний, которые кроме данных о посещаемости сайта предоставляют данные о социально-демографических характеристиках аудитории сайта. Именно по наличию подходящей аудитории на сайте рекламодатели и выбирают площадки для размещения.
В Украине такие исследования начали проводиться совсем недавно и пока не охватывают все рекламные площадки. Поэтому рекламодатели вынуждены пользоваться рейтинговыми системами для получения хоть каких-то данных. В этом смысле интернет-рейтинги определенным образом влияют на настроение рекламодателей. Некоторые неопытные рекламодатели предполагают, что чем выше место в рейтинге, тем больше на сайте целевой аудитории. Иногда это действительно так, но не всегда.
Возможно ли какие-либо манипуляции с "интернет-рейтингами"? И как их распознать?
Да возможны. Часть из них относится к техническим способам, когда показания счетчика увеличиваются специальными программами, которые имитируют загрузку страницы. Реальные пользователи при этом на страницу не заходят и рекламу не видят. В принципе, практически все технические способы накрутки при больших объемах могут быть распознаны администраторами рейтинговых систем, поэтому существенного влияния на распределения рекламных бюджетов они не оказывают.
Другая часть манипуляций может формально не нарушать правил рейтинга, но вводить рекламодателя в заблуждение. При этом на сайт может привлекаться "нецелевая" аудитория, которая действительно заходит на сайт, увеличивает показания счетчика, но информация рекламодателя ей неинтересна, и рекламные бюджеты расходуются впустую. Наиболее распространенные манипуляции этого типа – это привлечение зарубежных посетителей, например, российских. Другой вариант таких манипуляций – это создание "трафикогенерящих" разделов, не соответствующих заявленной теме сайта. Например, когда на сайте, называющим себя аналитическим изданием, 80% посещений приходится на специально созданный раздел с развлекательной информацией.
Предусмотрена ли ответственность за манипуляции с накруткой рейтингов?
За технические способы изменения показателей счетчиков наказывают исключением из рейтинга.