Как обстоят дела с внедрением Ubuntu в украинской среде?
Я бы назвал Украину пионерской страной, поскольку живу в Киеве достаточно давно и могу сослаться на следующие показатели. Первоочередная задача, над которой я работаю — помощь интеграторам компьютерной техники в установке Ubuntu. Не секрет, что у нас еще достаточно большое количество техники идет без каких-либо операционных систем либо с FreeDOS, который в дальнейшем сносится, и ставится что-то другое. Поэтому важное направление для нас — интеграция. И на сегодня ситуация следующая. Если посмотреть на Top-5 в списке IDC, "Навигатор" ставит на свои ноутбуки Ubuntu, K-Trade используют другой вид Linux Fedora, "Фокстрот ИТ" ставит Ubuntu, "Версия" также с апреля стала ставить на некоторые модели данную ОС. "Компасс" также с марта объявил, что ставит на свои компьютеры Ubuntu. В регионах также ситуация неплохая. АМИ с нами. RIM-2000, "Техника для бизнеса" и еще некоторые компании также ставят Ubuntu. Плюс еще масса компаний ставит Ubuntu, о которых мы даже не знаем.
Когда недавно одна из компьютерных компаний проводила пресс-конференцию и задавали вопрос их представителям. Они ответили, что ведут переговоры, но как-то без особого энтузиазма. И мне непонятно, почему, ведь это полностью бесплатно.
Вы учтите следующий момент. Как я сказал, некоторые компании ставят на свои ПК Ubuntu, даже не имея никакой с нами договоренности. Поскольку это бесплатное ПО и доступно в интернете. Другое дело, что компании-интеграторы на самом деле затрачивают здесь определенный ресурс.Во-первых, это RND. Потому что нужно отполировать все вопросы совместимости, заставить систему работать на той или иной модели компьютеров. А во-вторых, это собственно время установки. Потому что залить образ на диск компьютера или поставить без ОС вообще — это разные задачи.
Да, все равно большинство или может быть частично где-то ставят, а частично вообще без ничего продают, правильно?
Скажем, это та тенденция, которая наметилась в последнее время. И связано это с тем, что достаточно много проверок происходит в магазинах. Кроме того, интерграция постепенно приходит к пониманию того, что интересно продавать не просто компьютер как набор компонентов, а с определнным именем и возможностями. Им интересно предлагать какие-то специальные решения. Скажем, это было не на Linux, но тем не менее, достаточно красивая вещь. Может быть вы помните, в 2006 году компания АМИ выпустила компьютер, который назывался "Амишка". С красивым оформлением, там мишка на монитор одевался. Это пример того, как можно выделиться среди остальных разработчиков. Ну и плюс однозначный положительный момент, который можно увидеть. Если на полке магазинов стоят компьютеры, которые можно посмотреть и попробовать без системы, где горит просто приглашение командной строки, либо компьютер поставляется сразу со средой, где можно слушать музыку, набирать тексты, работать в интернете. Это несколько отличается друг от друга.
Наверное, самый большой рынок — это внедрение государственных и образовательных программ, т.е. компьютеризация школ, госучреждений. Что в этом направлении делается вами?
На текущий момент я бы не сказал, что это самый большой рынок. На самом деле за последних четыре года потребительский рынок и рынок малого и среднего бизнеса резко вышел вперед, хотя периодически и возникают крупные заказы в государственной сфере. Здесь ситуация следующая: с одной стороны глобально у нас есть хорошие успехи в области использования Ubuntu в государственных учреждениях. Как пример, французский парламент и жандармерия перешли на Ubuntu. В области образования Испания, где примерно треть школьников работают на системах под управлением Ubuntu. В Македонии был очень большой проект — более 180 тысяч студенческих мест. В Грузии наша система выбрана основной для школ. С другой стороны это зависит от того, что делают наши партнеры и что им интересно. На текущий момент интересней всего создание компьютеров для конечных потребителей малого и среднего бизнеса. В государственных органах Украины пока какого-то продвижения не было. Думаю, это постепенный процесс. Потому что как только мы говорим о предоставлении системы в госорганы, всякий раз встает вопрос о последующей поддержке. А для того, чтобы это случилось, необходимы кадры. На текущий момент компания "Квазар Микро" получила статус сертифицированного партнера учебного центра. То есть они могут учить людей на курсах администрирования Ubuntu и проводить тестирования и выдавать сертификаты. Думаю, что когда появится некоторая критическая масса клуба ИТ-профессионалов, которые смогут строить такие решения, будет и соответствующие проекты.
Кроме сотрудничества с "Квазар Микро", работаете ли вы с другими интеграторами?
Мы сотрудничаем с учебным центром. Если говорить об интеграторах, то фактически все компании, которые я перечислил вначале, у них есть свой отдел системной интеграции.
А вот учебные центры - "Инком", S&T SoftTronics?
На текущий момент это единственный партнер в области обучения. В перспективе появятся и другие компании. Задача, которая стоит, это с одной стороны, появление партнеров, которые способны такую вещь предлагать, а с другой стороны — создание инфраструктуры — обучения, сервисной поддержки.
Я так понимаю, что компания Canonical ориентируется на зарабатывание денег от поддержки, правильно?
Правильное замечание. Три основных момента, за счет чего мы зарабатываем деньги. Первое, это вы правильно отметили, сервисные контракты. Второе направление — тренинги, обучение специалистов. И третье направление — инженерные услуги. Canonical была и остается в первую очередь компанией технологической. Большая часть наших сотрудников — это инженеры, разработчики, архитекторы системы. И к Ubuntu в последнее время появляется очень большой интерес как со стороны разработчиков аппаратуры, так и разработчиков ПО. Мы можем сделать оптимизацию для любой системы.
Как бы можно было охарактеризовать ситуацию в Украине с распространением свободного ПО, в частности систем на базе Linux, среди корпоративных клиентов, среди малого и среднего бизнеса, в госучреждениях и в образовательной среде?
Если говорить о свободном ПО, заметим, что это не обязательно Linux-среда. Существует большое количество открытого ПО для Windows. Я знаю, что во многих организациях на клиентские компьютеры ставят Windows XP или Vista, а для офисных приложений используется Open Office. И в какой-то степени это первый шаг к тому, чтобы перейти в дальнейшем и на другое свободное ПО, поскольку для конечного пользователя неважно, какая операционная система у него стоит. Важно, чтобы он мог решать свои задачи. И если он работает в привычной среде, то долгосрочно ему без разницы. Заметим, что сейчас много инструментов и сервисов переносится сейчас в область Web. Посмотрите, что делает Google. В данном случае вообще уже без разницы, то ли вы работаете на мобильном устройстве, то ли с десктоп-системы, то ли это некий киоск. Важно, чтобы вы были уверены в том, что ваши данные не пропадут, их никто не украдет, и в том, что система работает быстро и удобно.
Будет ли расти процентное отношение в Украине ПК с Linux-подобными ОС?
Во-первых, надо сказать большое спасибо компании Microsoft за усилия в области легализации программного обеспечения, поскольку это действительно очень сильный мотивирующий фактор отказа от пиратских версий. Вы знаете текущую статистику, как в Украине, так и мире. В Штатах — 25%, в Западной Европе показатели варьируются, будем говорить порядка 40% использования пиратсткого ПО. А в Украине процент пиратского ПО — 85%. В любом случае мы говорим о достаточно большом рынке, где люди не хотят платить ничего, не беспокоясь о поддержке. Самое главное, чтобы система решала их задачи и была бесплатной.
Может быть такая ситуация, что им потом придется больше платить за поддержку открытых систем? Может быть легче купить сразу же Windows?
Я не отрицаю, в некоторых случаях это оптимальный выбор. Нужно смотреть, что есть на самом деле у людей и какого рода приложения они используют. Если система оптимизирована, есть какие-то наработанные приложения для Windows, и они очень сильно к этому привязаны. Опять же — какой формат данных они используют. Если это нечто закрытое, никак не поддерживаемое в Linux, то потратится много сил, если нужно будет сделать перевод. С этой точки зрения долгосрочно, даже если сейчас компания не планирует переход на Linux, очень правильно планировать структуры данных или внутренних процессов с тем, чтобы не сильно привязываться к одному поставщику. Заметим следующиц момент, что популярность использования Linux на предприятиях и в учреждениях будет очень сильно зависеть от количества доступных приложений. А здесь мы еще находимся в середине начальной стадии. Да есть возможность использовать офисные приложения, бухучет (1С), используя специальное ПО от Microsoft. И для многих компаний это интересная вещь с точки зрения экономии и дальнейшей работы. Существует куча современных игрушек, для которых XP или Vista может быть будет лучшей платформой. Хотя я сталкивался с тем, что некоторые игрушки в режиме эмуляции быстрее работали в Linux, поскольку памяти для работы остается больше. Достаточно много присоединяется крупных игроков. IBM недавно объявила, что Ubuntu стала третьей рекомендованной платформой для использования СУБД и поддержки Lotus на Ubuntu.В области виртуализации у нас очень хорошо обстоят дела, поскольку Ubuntu позволяет делать фокусную ОС, занимающую мало места. У нас активное сотрудничество с Parallels. Для многих Ubuntu становится перспективной для выпуска своих собственных продуктов. Есть компании, которые устанавливают, есть, которые за ними следуют.
Для многих компаний ключевым моментом является клиентская база. C другой стороны, решение о портировании продуктов под Linux связаны с тем, сколько потенциальных клиентов будут использовать программы. И для разных компаний существует разный порог рентабельности, переходя через который они готовы сотрудничать с ОС Linux.
Об Ubuntu для мобильных устройств, совместимости различных Linux-платформ, возможностях компьютерных игр, а также перейдет ли Microsoft на open source, читайте во второй части интервью, которая будет опубликована на следующей неделе.