Как бы Вы могли охарактеризировать рынок розничной торговли потребительской электроники? Являются ли, на Ваш взгляд, темпы его развития удовлетворительными или развитие рынка притормаживается?
В целом сегодня можно говорить о положительной динамике роста рынка потребительской электроники. Одними из наиболее развивающихся направлений являются LCD–телевизоры, ноутбуки, цифровые фото и видеокамеры, игровые приставки, а также различные цифровые гаджеты, такие как цифровые рамки.
Однако нельзя не отметить, что развитие некоторых очень перспективных, на наш взгляд, товарных категорий сегодня притормаживает отсутствие инфраструктуры.
Ярким примером таких продуктов являются игровые приставки. Продукт действительно перспективен, однако отсутствие решения проблем с софтом и пиратством стало одной из ключевых проблем, из-за которой производители не заинтересованы в развитии данной продуктовой группы на отечественном рынке.
В развитых странах продуктовая категория "Игровые приставки" очень прибыльна и имеет стабильно большие объемы продаж благодаря хорошей инфраструктуре и многофункциональности самих устройств. К примеру, Sony РS3 используют для проигрывания Blue-ray дисков. В Украине же до сих пор существует незащищенность прав интеллектуальной собственности, поэтому дистрибьюторы не совсем охотно занимаются данной группой товара. Однако дистрибьюторы, готовые продавать лицензионные игры и программное обеспечение в Украине, все же есть.
Еще одной проблемой активного развития Play Station в нашей стране является слабое развитие цифрового телевидения.
Не стоит забывать и о том, что рост рынка в некоторых категориях обусловлен, прежде всего, реплейсментом, т.е. заменой старого парка техники на новый. Сегодня эта тенденция актуальна для цифровых фотокамер, когда аналоговые модели меняют на цифровые, однако наряду с этим растет и покупка так называемой "второй камеры" для семейного использования. Тенденция реплейсмента характерна и для телевизоров, когда старые трубочные модели сменяются моделями формата LCD. Более 90% продаж мобильных телефонов также будет приходиться на реплейсмент.
Доля реплейсмента ноутбуков относительно невелика и это обусловлено проникновением данного продукта на рынок благодаря развитию инфраструктуры: широкополосного интернет-доступа, стоимостью трафика, скоростью передачи и т.п. Способствует распространению также снижение средней цены на ноутбук и активное развитие бюджетного сегмента данного продукта, в котором стоимость ноутбука составляет 500-750$.
Можете ли вы назвать объем отечественного рынка розничной торговли потребительской электроники в денежном эквиваленте?
По нашему мнению, рынок всей потребительской электроники, включая компьютерную технику, составляет порядка 35 млрд. грн. в розничных ценах.
Какие компании входят в ТОП 5 игроков на рынке? Является ли рынок, на Ваш взгляд, монополизированным этими игроками?
Рынок нельзя назвать монополизированным, т.к. объемы продаж структурированной организованной розницы составляют около половины всей техники. Пятерку же ведущих розничных сетей по продаже потребительской электроники, по нашему мнению, составляют: "Фокстрот Техника для Дома", "Эльдорадо", "Домотехника", Unitrade и City.com как единое целое и "Алло".
Насколько выгодно розничным торговым сетям открывать интернет-магазины?
Говоря о выгодности или невыгодности открытия интернет–магазинов, следует помнить о том, что этот оn-line ресурс несет две различные смысловые нагрузки для любой компании:
1. Интернет-магазин как средство коммуникации и маркетинговый инструмент общения с клиентами. Такой формат позволяет совершать поддержку базового магазина, информируя клиентов о нем самом, о наличии товара, проводимых акциях, сервисной поддержке и др.
2. Интернет-магазин как отдельный канал сбыта. В таком случае интернет-магазин носит другое название, нежели сама компания, и работает наравне с другими интернет-магазинами рынка. Доля продаж потребительской электроники через интернет составляет около 5%. Однако из более чем 400 интернет-магазинов, продающих потребительскую электронику, только 3% являются успешными. Выбор в пользу той или иной формы организации интернет-магазина зависит исключительно от потребностей самой компании.