Можно ли судить, скажем, по итогам трех последних лет, что в Украине увеличилось доверие граждан к покупкам через интернет? Если "да", не могли бы Вы сказать, в чем, главным образом, это выражается?
Несомненно, потребители стали больше доверять покупке товаров через Интернет, но это стоило больших усилий интернет-магазинам, прежде всего в повышении качества обслуживания. К примеру, когда мы запустили наши проекты Superphoto и Superbook, мы столкнулись с тем, что пользователи недоверчиво относились к интернет-магазинам. Поэтому мы ввели три принципа о доставке, своевременности и удовлетворении, если мы не выполняем хотя бы одно из обещаний, клиент получает заказ бесплатно. Это дало результат. Сейчас мы видим, что это помогает людям решиться на осуществление покупки on-line.
В чем, главным образом, выражается недоверие потенциального покупателя к интернет-шопингу?
Главным образом покупатель не уверен в качестве товара, который ему доставят, ведь он не может его "пощупать". Вследствие этого покупатель боится платить за товар, который он видит только на картинке. Именно поэтому одним из принципов работы интернет-проектов является оплата заказа после его получения, когда клиент может лично проверить качество товара или предоставленных услуг.
Насколько сильной является конкуренция среди интернет-магазинов специализированного направления (торговля одним видом продукции)?
Поскольку электронная торговля в Украине еще не достаточно хорошо развита, конкуренция не настолько велика, хотя все же имеет место быть. Побеждает конкурентов всегда тот, кто быстрее реагирует на запросы рынка и в соответствии с ними усовершенствует свои продукты и сам интернет-магазин. Например, проект Superphoto за год своего существования занял лидирующие позиции в сфере печати цифровых фотографий через Интернет на рынке Украины. Такого результата удалось добиться благодаря многофункциональности и удобству самого сайта, разнообразию предоставляемых услуг, а также внедрению этих услуг в программы и на порталах, которыми чаще всего пользуются потенциальные потребители. Так, Superphoto является первым и единственным авторизированным партнером по печати цифровых фотографий сервиса Picasa от Google в Украине.
Можно ли говорить, что online-магазины уже теснят розничную торговлю?
Как показывает опыт большинства западных стран, розничные сети не получают конкурентных преимуществ перед online-магазинами благодаря их подавляющему количеству. Продажа товаров через интернет – это не просто отдельная торговая точка, как на это смотрит большинство розничных сетей. Интернет-торговля требует огромных знаний в таких областях, как online-маркетинг, потребительский подход и информационные технологии. К тому же, в интернете покупатель получает возможность выбора из широкого ассортимента вместо посещения розничных магазинов.
Насколько сегодня сформированным является отечественный рынок интернет-торговли?
По нашим оценкам, ежегодно рынок интернет-торговли Украины растет на 50%. В то же время "Google Украина" ожидает бум Интернет-торговли примерно через год-полтора.
Сегодня в Украине работает лишь около тысячи интернет-магазинов, из которых лишь 50 являются крупными, но это число будет стремительно увеличиваться.