Рекламно-коммуникационное агентство ZenithOptimedia пересмотрело прогноз темпов развития мирового рекламного рынка в связи с финансовым кризисом. Однако это снижение, по мнению аналитиков агентства, не затронет сегмент нтернет-рекламы, который по их прогнозу, сохранит набранные темпы. Согласны ли Вы с этой позицией? Или все-таки кризис затронет и сферу интернет-рекламы? Если да - то почему? Если нет - то в какой степени кризис способен повлиять на этот вид рекламы и в чем это выразится?
Наша отрасль менее чувствительная к мировому кризису, так как обслуживает потребительский рынок в формате B2B (формат работы "продавец-продавец"), то есть является проводником рыночных отношений.
Безусловно, мы наблюдаем реструктуризацию рынка контекстной рекламы – одни рекламодатели снижают рекламную активность, другие меняют рекламную стратегию. Стратегию изменили, например, банки, инвестиционные компании, девелоперы недвижимости, на которых кризис отразился сильнее всех. Но эти изменения в отдельных сегментах не могут заметно повлиять на нашу отрасль.
Стоит отметить также, что сейчас перед рекламодателями наиболее остро стоит вопрос об эффективном использовании денежных ресурсов, в том числе пересматриваются бюджеты на рекламу. Это не означает, что бюджеты из других медиа автоматически перетекут в Сеть, но вероятность подобной миграции существует, так как крупные компании в случае, если будут сокращены рекламные бюджеты, между инвестициями в бренд и реальными продажами компании скорее всего выберут второе.
Как вы рассматриваете перспективу получения прибыли на блогах?
На сегодняшний день доход блогов, социальных сетей и большинства UGC-площадок не сопоставим с количеством аудитории, которую они агрегируют. В этом отношении данные площадки стоят обособленно по отношению к стандартным носителям (поисковым системам, тематическим сайтам), которые давно и успешно зарабатывают.
Связано это в первую очередь с тем, что интерес посетителей сервисов, как правило, не носит коммерческого характера, здесь пользователи реализуют в основном развлекательный и социальный интересы.
Для монетизации блогов нужен, скорее, нестандартный подход: например, брендированная имиджевая реклама, или реклама, завязанная на "вирусах" и продвигаемая локальными лидерами мнений. Но если говорить о массовом универсальном рекламном решении, то наиболее перспективной является поведенческая реклама, которая позволяет определить коммерческие интересы пользователя независимо от содержания страниц. Поэтому важно развивать поведенческие технологии, которые позволяют сделать доходными даже те сайты, на которых вообще нет текстового контента (например, фотоблог).
Вы согласны с оценкой снижения рекламного рынка Интернета в следующем году на 10%?
О снижении рынка интернет-рекламы на 10% может идти речь только в случае глобального коллапса экономики. Снижение темпа роста на 10% - более вероятный вариант. При этом я полагаю, что в следующем году рынок может показать рост больше ожидаемого.
Какие возможности открывает кризис для интернет-проектов?
Как я уже говорил, в данной ситуации рекламные возможности Интернета, его доступность и эффективность могут привлечь новых рекламодателей и перетянуть, возможно, бюджеты других медиа. Очевидно, что для малого и среднего бизнеса найти медиа с такими показателями ROI и порогом входа, как в контекстной рекламе, невозможно, также существует вероятность, что крупные бренды перераспределят бюджеты в пользу контекстной рекламы. Все это будет стимулировать рекламные площадки развивать и улучшать свои сервисы, наращивать качественную аудиторию.