Люди, часто пользующиеся услугами авиакомпаний, привыкли видеть авиабилет в виде прямоугольной книжечки с разноцветными страничками-купонами. Пассажиры заворожено наблюдали, как агент "колдуе" над билетом – что-то пишет вручную, какие-то купончики вырывает Настоящая ручная работа! Но технологии шли вперед, и вот тот же билет уже распечатывают на принтере, экономя время и предотвращая механические ошибки, сообщается на сайте ХайВей.
C 2006 года авиабилет вновь изменился. Все украинские агентства, аккредитованные IATA - Международной ассоциацией воздушного транспорта, с февраля 2006 года получили возможность печатать картонные билеты. Новые для нас, но давно привычные для западных пассажиров, авиабилеты снабжены посадочными талонами и магнитной полосой, в которой содержится вся информация о билете и которая позволяет пройти пассажиру автоматическую регистрацию на рейс.
Эти билеты являются переходным этапом к электронному тикетингу. Но электронный авиабилет, для нашей страны пока еще достаточно непривычен, так как это не физически осязаемый предмет, а его электронная версия, которую нельзя "подержать" в руках. Трудно понять нашему человеку, что заплатив немалую сумму денег, взамен он получит обычный лист бумаги с распечаткой маршрута!
Но привыкать к электронным билетам пассажирам вскоре придется, так как с 1 января 2008 года все авиакомпании мира переходят на выпуск электронных билетов, бумажные же должны кануть в Лету.
В среднем 50% продаж в Европе и США приходятся именно на электронные билеты. В отдельных странах этот показатель больше. В Германии, например, 95% пассажиров пользуются электронными билетами. Доля электронных билетов крупных авиакомпаний, таких как Lufthansa, British Airways и KLM-Air France составляет 60-65% от всех выписанных билетов.
Что же такое электронный билет? Электронный билет используется точно таким же образом, что и билет, оформленный на бумажном бланке. Разница состоит в том, что вместо получения данных путем обработки бумажного документа, вся информация, относящаяся к перевозке пассажира (маршрут, тариф, класс обслуживания, уплаченная сумма, сборы и т.д.) содержится в файле электронного билета, расположенном в базе данных соответствующей авиакомпании. На руки пассажир получает только «пассажирский купон», как в обычном билете, и, напечатанную на листе формата А4, распечатку маршрута. Наличие "пассажирского" купона позволяет, при необходимости, отчитаться в бухгалтерии своего предприятия. В принципе, для регистрации на рейс, пассажиру купившему электронный билет, достаточно иметь при себе паспорт и знать номер своего рейса. И все.
Преимущества электронного билета для пассажира. Во-первых, его невозможно потерять. Тогда как восстановление потерянного бумажного билета обходится пассажиру в 100 долларов штрафа и потраченных нервов. Во-вторых, его легко изменить и не нужно приезжать в агентство для переоформления. И, в принципе, за билетом можно не ехать – билет, или вернее, распечатку маршрута агентство может прислать вам на факс или e-mail.
Чтобы стимулировать пассажиров покупать электронные билеты авиакомпании вводят дополнительные сборы в размере 20 долларов за выписку бумажного билета. Существуют тарифы, которые могут применяться только при выписке электронного билета, например внутриканадские направления.
Основным преимуществом для авиакомпаний является уменьшение затрат на выпуск бланков авиабилетов. На данный момент себестоимость бумажного билета доходит до $ 10. В то время как предположительная себестоимость его электронного собрата составит $ 1-2. Таким образом, использование электронного тикетинга, по подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), позволит авиаперевозчикам уменьшить расходы на $ 3,5 млрд.
Система электронного тикетинга очень удобна и для аэропортов. Дело в том, что выпуск посадочного талона на стойке регистрации в аэропорту занимает слишком много времени, которое пассажиры могли бы потратить на посещение магазинов duty-free.
Из украинских авиакомпаний пока только МАУ (Международные авиалинии Украины) предоставляет услугу электронного билета, у остальных еще есть немного времени для присоединения к этому проекту.
Таким образом, выпуск авиабилетов упрощается и занимает намного меньше времени, чем в недалеком прошлом. Электронный билет всерьез и надолго входит в нашу жизнь и к этому просто нужно привыкнуть! Приятного полета!