11 ноября 2014 года в Европейской Бизнес Ассоциации специалисты торговой сети «Фокстрот. Техника для дома» вместе с преподавателями Киевского национального торгово-экономического университета презентовали методическое пособие: «Маркировка электробытовых товаров и телерадиотоваров: руководство для сотрудников розничной торговли».
Исследование позитивно оценили участники встречи – представители «Metro», «Sony», «Whirlpool», «Electrolux», «Miele», «Indesit», «Delonghi», «Philips», «Vasil Kisil and Partners». Представленная работа обобщила законодательные требования в части маркировки бытовой и теле-радиотехники, предлагая участникам рынка их единое понимание. Специальные контрольные таблицы (чек-листы и примеры маркировки на разные виды товаров) формируют навыки продавцов в оценке правильности и соответствия маркировки товаров действующему законодательству. Пособие рецензировано специалистами Министерства экономического развития и торговли Украины, курирующего политику защиты прав потребителей в Украине, экспертами Украинского общества товароведов и технологов, Всеукраинской общественной организации «Качество жизни» и Всеукраинской федерации потребителей «Пульс».
Участники презентации согласились, что инициатива актуальна: отечественные законы по защите прав потребителей в части требований к маркировке несовершенны. Многие нормы имеют неоднозначные трактования и становятся поводом для безосновательного начисления многомиллиардных штрафов ритейлерам со стороны Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей, оспаривать которые затем приходится в судебном порядке.
– Мы управляем качественными изменениями в отечественном ритейле: при поддержке Европейской Бизнес Ассоциации приняли участие в рабочей группе при Министерстве экономического развития и торговли Украины и подали в парламент наработанные изменения к законодательству по защите прав потребителей.
Понимая, что процесс формирования действенного парламента не будет быстрым, «Фокстрот» инициировал и участвовал в создании пособия о правильности, полноте и соответствии маркировки действующему законодательству, и уже сегодня мы обучаем продавцов сети, – прокомментировал исполнительный директор торговой сети «Фокстрот. Техника для дома» Вячеслав Поврозник. – Благодарим за поддержку партнеров - коллектив факультета товароведения и торгового предпринимательства КНТЭУ, главного отраслевого вуза и давнего партнера, поддерживающего нас в стремлении к конструктивным переменам.
Авторы методического пособия предложили воспользоваться работой не только ритейлерам - членам Комитета по розничной торговле Асcоциации, но и представителям Государственной инспекции Украины по защите прав потребителей.
- Мы приветствуем такую инициативу ритейлеров, поскольку вы возобновляете давнюю традицию формирования культуры услуг с помощью обучения. Раньше такими методичками всегда пользовались инспектора госпотребзащиты для проведения проверок: при отсутствии специальной подготовки специалистов это была существенная помощь в самообразовании, - отметил директор департамента внутренней торговли Минэкономики Сергей Литвиненко. – Теперь осталось добиться, чтобы знания о качестве маркировки товаров взяли на вооружение все участники рынка: импортеры следили, чтобы маркировка соответствовала требованиям, торговые сети отказывали импортерам, если они поставляют неправильно маркированный товар, а продавец умел показать инспектору и покупателю знаки маркировки. А наше министерство продолжит работу над качеством законодательных актов уже с новым профильным министром.
Первый проректор КНТЭУ и президент Всеукраинской федерации потребителей «Пульс», профессор Наталья Притульская отметила, что создание методички является «проевропейским и здоровым подходом к защите прав потребителей»:
- Мы уже почти 20 лет готовим специалистов системы защиты прав потребителей в Украине и убеждены в силе превентивного подхода к этой работе, ведь нельзя около каждого киоска поставить инспектора! Сила европейских стандартов жизни не в том, что там создан мощный аппарат проверок, а в правильно спланированных и честно исполняемых законах. Встреча в Европейской Бизнес Ассоциации показала, что в борьбе за цивилизованный рынок и соблюдение прав потребителей основные участники отрасли стали единомышленниками.
Справка: ТМ «Фокстрот. Техника для дома» является крупнейшей розничной сетью по количеству магазинов и объемам продаж электроники и бытовой техники в Украине. По состоянию на ноябрь 2014 года в Украине насчитывается 222 супермаркета ТМ «Фокстрот. Техника для дома». Магазины представлены в 115 областных и районных центрах Украины, при этом их торговая площадь составляет более 207 000 кв. м. В компании работает более 8000 человек.