Сегодня самая большая часть ассигнований из бюджета направляется на покупку стандартного программного обеспечения и на его легализацию. Причем это прямые затраты, то есть направляемые собственно на разработку ПО, предоставление услуг или легализацию ПО. Значительная часть средств также затрачивается на покупку OEM-версий. Если взять все затраты, которые идут на разработку, поддержку, внедрение ПО, то львиные затраты идут собственно на покупку лицензионного ПО или на легализацию существующего. При чем темпы роста впечатляющие. То есть каждый год мы наращиваем на 80%.
Каждый год мы согласуем от 250 до 300 проектов, направленные на информатизацию центральных органов власти.
Хотя нас часто ругают, особенно зарубежные эксперты, что Украина ненадлежащим образом относится к вопросам авторского права. Однако, мы, благодаря вложенным средствам, а именно 243 миллиона гривен за последние 4 года, смогли снизить уровень пиратства с 76% в 2005 до 52% в 2008 году.
Какое же ПО используется в органах государственной власти? Действительно, массово используется ПО компании Microsoft. Это 98,2% среди операционных систем для ПК, 63,3% среди сетевых ОС и 96,1% - офисное ПО. И только среди систем управления базами данных существует много различных решений, это тот сегмент украинского рынка, на котором Microsoft имеет реальную конкуренцию.
С другой стороны значительная часть средств используется на обновление офисной компьютерной техники, при чем главное объяснение: на рынке появляются новые продукты, и для того, чтобы их можно было использовать, мощностей имеющихся в наличии компьютеров недостаточно. Таким образом, за последние 4 года были потрачены значительные средства на обновление компьютерной техники. Сегодня практически все госслужащие обеспечены компьютерной техникой. Но в некоторых органах на одного служащего приходится по 3-4 компьютера. Это в основном объясняется использованием той ОС, которая установлена на этих ПК.
Одним из факторов, который повлиял на решение разрабатывать государственную целевую программу, является также отсутствие инфраструктуры по поддержке базового ПО в органах власти. Хотя значительная часть средств расходуется на поддержку ПО. То есть дистрибуторы ПО берут миллионы гривен на поддержку лицензионного ПО. И они значительно превышают средства на разработку и адаптацию ПО.
Есть несколько причин, почему именно сегодня встала эта проблема. В прошлом году Украина вступила в ВТО. Завершается процесс подписания договора о свободной торговле между Украиной и ЕС. Это требует принятия жестких мер для уменьшения уровня пиратства, что касается в первую очередь органов госвласти. А мировой кризис обусловил уменьшение расходов бюджета. Расходы на информатизацию очень сильно уменьшились и не превышают в этом году 180 миллионов гривен, хотя в прошлом году было около 400 миллионов. И необходимость стимулирования развития бизнеса, создания новых рабочих мест.
Неужели в период кризиса возможно перебросить миллионы гривен на разработку непонятно какой системы?
Миф о том, что Unix – это только командная строка, уже давно изжил себя. Вы пойдите в магазин и посмотрите, с чем продаются лэптопы. Многие из них продаются с Windows, но начинают продаваться и с Linux. Это нормальная среда. И неискушенный пользователь даже не узнает: "О, какая-то новая Майкрософтовская система!". Основная причина закупки обеспечения какая? "Нам не хватает мощности, нам надо Висту устанавливать"! Unix требует в разы меньше мощности.
Нигде же в законах не говорится о преимуществе использования ПО Microsoft по отношению к программам других производителей. То есть все разработчики имеют одинаковые возможности.
Да нет сегодня равных возможностей. Сегодня нет инфраструктуры, нет системы подготовки и переподготовки. Что учат в вузах? Там учат Microsoft. Это хорошо. Человек приходит и начинает нормально пользоваться компьютером. Но тем не менее, мы говорим, что надо одновременно с курсами по обучению работате с Windows вводить курсы по обучению Linux. Кстати, в России уже давно пошли таким путем, и внедряют прежде всего Linux в системе образования.
Кто будет проводить конкурс?
Когда программа будет принята и будет финансирование, будет проведен конкурс.
Правильно ли, что в результате выбора все государственные органы перейдут на одну операционную систему?
Не совсем правильно. Будут выбраны к дистрибутиву требования. Может будет два дистрибутива, необязательно один. И сейчас мы говорим только об операционной системе, мы не говорим о приложениях. Все же мы хотели бы внедрить для всех органов власти единую операционную систему.
Сколько будет создано рабочих мест и кто будет нести ответственность в случае невыполнения программы?
У нас есть предварительные рассчеты, они отправлены в Министерство финансов для проведения финансовой оценки. Там есть и показатели по созданию рабочих мест. Если эти рассчеты не будут выполнены, то наверное меня уволят как куратора этой программы.
Будут ли проведены пилотные программы по внедрению и возможно ли участие в них, например, на уровне отдельных университетских кафедр?
Дистрибутивы не будут разрабатываться органом власти, а субъектами хозяйствования. Наша задача подобрать дистрибутив, провести его соответствуюшую аттестацию в ДСТЗИ. Если его неоходимо будет использовать для комплексных систем по защите информации. Сделать некий инсталлятор. Программы такие будут проводиться, когда программа будет одобрена. Пока мы говорим о ее концепции.
Как будет определяться разработчик?
Тот, кто выиграет конкурс, и получит заказ.
Горячая линия и центр обучения будут направлены только на поддержку ПО с открытым кодом или они будут обучать специалистов и работе с проприетарным ПО?
Нет, информационный центр будет поддерживать то программное обеспечение, которое будет выбрано в результате конкурса и которое будет предлагаться к внедрению.
А рассматривалась ли такая система, что есть мейнфрейм и тонкие клиенты по различным учреждениям.?
В рамках этой концепции не рассматривалось. Объясню почему. Для того, чтобы обеспечить работу каких-то серверных платформ и тонких клиентов, надо иметь нормальные каналы связи в последнем селе. На сегодняшний день мы обеспечить этого не можем.
Бизнес-модель программного обеспечения с открытым кодом предусматривает возможность любому разработчику принять участие. Как в наших условиях будет выбрана компания, которая предложит дистрибутив? Как предлагается внесение изменений в этот дистрибутив, чтобы сохранить правила открытого сообщества? И как предусматривается оплата труда всех программистов, которые вносят изменения в такой код? Поскольку украинское законодательство предусматривает оплату любой строки кода авторским вознаграждением?
Отвечаю: не знаю. Потому что направленный проект Закона так и не был принят. То есть надо вносить некоторые изменения в законодательство. В зависимости от того, какая будет принята лицензия, так и будут развиваться направления, связанные с доработкой ПО. Мы не можем на этапе создания концепции знать все ответы, которые знает Microsoft за столько лет работы.
Тогда такое ПО после создания превратится в проприетарное.
Нет, не превратится. Free BSD же не превратилось.
А что делать с прикладным ПО, которое уже работает в органах?
Будет работать или будет произведена миграция. Государственная целевая программа не ставит своей целью уничтожить то проприетарное ПО, которое уже работает. Наша задача уменьшить затраты на приобретение нового проприетарного ПО, где это возможно. Если 52% ПО нелицензионного и требуется 400-600 млн. грн. на его лицензирование, то почему мы не можем пойти на то, чтобы часть этих денег вложить в создание нового направление, новой индустрии, создать рабочие места, и таким образом обеспечить равный доступ к разным моделям программного обеспечения.