Какие навигаторы ГЛОНАСС (портативные, автомобильные) планируется выпускать. Каковы их сравнительные характеристики: функциональность, разрешающая способность, автономность, вес, наличие топографических, дорожных и водных карт? Когда в продаже появятся общедоступные навигаторы ГЛОНАСС?
Большинство из интересующих вас характеристик производители пока не называют, всё-таки конкуренцию между ними никто не отменял. Можно только сказать, что по мере развития рынка появятся самые разные модели навигаторов с самыми разными характеристиками, и у потребителя будут точно также разбегаться глаза, как разбегаются сейчас при попытке выбрать себе мобильный телефон. Наверняка появятся и "гламурные" навигаторы розового цвета, а также навигаторы с зеркальцем на обратной стороне или навигаторы для "мачо" цвета хаки. Естественно, что эта эволюция будет сопровождаться снижением цен на навигаторы, и однажды городской внук сможет недорого купить своей любимой деревенской бабушке навигатор для походов в лес за черникой.
Считаете ли вы, что было ошибкой разделять сигналы в ГЛОНАСС по частотам, а не по фазам, как в GPS? Будут ли изменения, решения данной задачи?
Происхождение ГЛОНАСС, как и системы GPS - военное, поэтому многие первоначальные технические решения идут именно оттуда. Как показывает существующий опыт использования ГЛОНАСС, разделение по частотам не привело к ухудшению работы системы. Она вполне справляется с поставленными задачами, с учётом того, что она лишь начинает свой долгий путь, и будет совершенствоваться в дальнейшем.
Насколько корректно говорить о том, что ГЛОНАСС - это политический проект, который диктуется стремлением снизить зависимость от американской GPS, которую, как известно, могут отключить в любой момент?
Начинался этот проект как военный, затем стал политическим, а сейчас - это коммерческий проект с политическим оттенком. Причём это "оттенок" внутренней политики - развитие ГЛОНАСС поможет модернизировать российскую экономику. Но коммерческая сторона вопроса важна не меньше - практически на наших глазах создаётся новый уникальный рынок, как в своё время появились персональные компьютеры, а затем и мобильные телефоны. Пройдёт ещё несколько лет, и люди просто не будут представлять свою жизнь без навигаторов ГЛОНАСС, и только историки будут помнить о том, что начинался этот проект именно как политический, с противостояния США и России. А компании, которые занимаются этим уже сегодня, станут лидерами рынка, потому что они были первопроходцами и сумели создать свой продукт и предложить его рынку, когда "всё только начиналось".
В какую сумму обошлась разработка и внедрение системы ГЛОНАСС? Сопоставима ли эта разработка с внедрением и развертыванием европейской и китайской систем?
Реализацию собственных космических программ могут позволить лишь богатые страны. ГЛОНАСС начинал создаваться ещё в Советском Союзе, когда деньги особо не считали, так как система была военной. Подсчитать стоимость европейской и китайской систем невозможно, потому что не всё всегда идёт гладко и могут быть ошибки, просчёты, аварии, которые тоже влияют на стоимость. Поэтому затраты огромны, но эффект, который может быть получен и от работы самой системы, и от появления всяческих смежных продуктов и услуг, как работающих на спутниковую навигацию, так и пользующихся ею, превосходит все затраты на её разработку.
Может ли ГЛОНАСС конкурировать с GPS без поддержки со стороны государства? И какие именно инициативы администрации РФ наиболее перспективны для развития ГЛОНАСС?
Конкурировать ГЛОНАСС может, а создаваться система спутниковой навигации может только на государственные деньги, так как это не только очень затратно, и частному бизнесу не по силу, но и потому, что освоение космического пространства и работа в нём может происходить только на основе межгосударственных соглашений.
Есть ли какая-то статистика, позволяющая судить о том, сколько пользователей нужно, чтобы окупить то число спутников, которое планируется запустить в рамках системы ГЛОНАСС?
Такой статистики нет. Но можно сказать, что эффект от развития системы ГЛОНАСС будет. Это эффект, который заключается и в работе самой системы (предотвращение и ликвидация ЧС, спасение жизни людей), и появления всяческих смежных продуктов и услуг, как работающих на спутниковую навигацию, так и пользующихся ею. Этот эффект как раз и превосходит все затраты на разработку ГЛОНАСС.
Какие страны могут стать участниками программы ГЛОНАСС?
В первую очередь - страны бывшего СССР, в частности Украина и Белоруссия, с их машиностроением, радиоэлектроникой, приборостроением. Страны Юго-Восточной Азии, ряд стран Латинской Америки.