«Интертелеком» вышел на национальный уровень. Означает ли это, что тепрь он будет всерьез конкурировать с тремя основными мобильными операторами, работающими в стандарте GSM?
В части услуг мобильной связи с использованием кодов доступа (NDC) мы не будем конкурировать. Потому что с учетом нынешней ситуации на рынке дальшейший успех любого из операторов зависит от того, какую абонентскую базу набрал он на сегодняшний день. Мы для себя выбрали совершенно другую нишу – это предоставление услуг местной беспроводной связи с использованием прямых номеров конкретного населенного пункта, где живет человек. Кроме того, в дополнение мы предоставляем услугу мобильной связи с использованием NDC. Но, самое главное, что мы предоставляем услугу мобильного широкополосного доступа. Вот здесь мы будем конкурировать, потому что имеем одинаковые стартовые позиции по сравнению с другими операторами.
Но на этом же рынке есть серьезный конкурент, который обладает и другими ресурсами – МТС, работающий в диапазоне CDMA-450.
Безусловно, и МТС, и Peoplenet, и ITC, и Укртелеком, и основные операторы, которые начнут предоставлять услуги, используя UMTS или сразу LTE, безусловно на этот рынок выйдут. Естественно, это будет конкуренция. Но на сегодняшний день у нас единственная реальная сеть мобильной широкополосной связи с национальным покрытием – от Луганска до Ужгорода и от Одессы до Сумм.
Мы, например, завершаем стопроцентное покрытие автомобильного маршрута Одесса-Киев. Для этого еще нужно установить некоторое количество сайтов. Также работаем над покрытием трасс Киев-Полтава-Харьков, Киев-Житомир-Ровно-Львов. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить 3G-покрытие трасс республиканского и областного значения.
Если говорить о национальном покрытии, надо предоставлять услуги и в сельской местности. Наш проект ликвидирует цифровое неравенство между жителями сельской местности и областных центров.
Но это очень интересный вопрос, поскольку все говорят, что на самом деле это убыточное направление – развитие сети в труднодоступных и удаленных районах. Как удается это вашей компании?
Я не буду их переубеждать.
Вам это экономически выгодно?
Сегодня, устанавливая базовую станцию в сельской местности, мы не только обеспечиваем ШПД для селян, у которых нет альтернативы, но и обеспечиваем возможность непрерывной связи для тех же городских абонентов, что дает нам определенные конкурентные преимущества. Поэтому не одно доброе дело не остается неотблагодаренным.
Вы и дальше будете сосредотачиваться на такой услуге, как предоставление прямого номера?
Это одна из востребованных услуг, которую предлагает не такое большое количество операторов, тем более в беспроводном режиме. Преимущества всем известны. Это в первую очередь удобство общения с населенным пунктом по городским тарифам.
Что касается доходности бизнеса – не считаете ли Вы, что это большие затраты – 250 миллионов долларов, при том, что абонентская база составляет всего 560 тысяч человек?
Сеть, которую мы построили, имеет емкость, которая значительно превышает существующую абонентскую базу. Есть куда расти в этом направлении. Без запаса по емкости и покрытию работать невозможно. Есть определенный объем инвестиций, который закладывается на перспективу. Это нам обеспечивает возможность конкурировать с другими операторами.
Сейчас сеть «Интертелеком» не имеет стопроцентное покрытие Rev.A, но в ближайшее время вы его обеспечите, и Rev.B будете развивать уже в конкретных регионах?
Не совсем так. Мы заканчиваем перевод базовых станций на Rev.A в последних точках – это Полтавщина. Все, что мы строим новое, по умолчанию идет с Rev.B. Этот режим включается на АТС путем открытия соответствующих лицензий.
То есть полное покрытие Rev.A будет обеспечено в течение нескольких дней по всей Украине?
Да. А в конце второго квартала будет обеспечено полное покрытие Rev.B. Я допускаю, что лишь в отдельных точках данный стандарт не будет обеспечен из-за отсутствия транспорта. Но это будет исключение из правил, которое будет решаться по мере поступления проблем.
Испытывает ли оператор в определенных регионах дефицит частотного ресурса, и что вы делаете для решения этих проблем? Кроме того, в этом диапазоне по плану радиочастот предусматривается цифровое телевидение. То есть, нет ли угроз урезания частот?
Насколько мне известно, поскольку меня очень интересует этот вопрос, сегодня резко поменялась позиция всех европейских стран, в том числе Украины, по использованию этого ресурса под цифровое ТВ. В связи с тем, что все сошлись во мнении, что необходимо использовать формат MPEG-4, который требует гораздо меньше места в эфире, поэтому занимать этот ресурс нет резона. При наличии доброй воли этот вопрос отпадает. Другое дело, что могут быть какие-то иррациональные подходы. Но я надеюсь, что этого не будет.
Но с другой стороны, в некоторых европейских странах этот диапазон планируют и начинают использовать под LTE. Может быть, вы тоже будет присматриваться к данной технологии?
В Украине это может быть сопряжено с определенными проблемами, поскольку часть этого диапазона уже занято телевидением. Поэтому по мере развития цифрового ТВ возникнет так называемый «цифровой дивиденд», то есть излишек частотного ресурса, который может быть задействован по LTE.
А Вы не думаете какие-то свои частоты «бросить» по LTE?
Это дело не одного дня. Изменения у нас будут носить эволюционный характер. То есть постепенно канал за каналом может быть переведен под новую технологию, если в этом будет целесообразность. То есть будет период сосуществования двух технологий – это будет разумно, потому что абоненты не должны чувствовать, что оператор отменяет технологию.
По терминальному оборудованию Вы работаете с ведущими китайскими компаниями?
Да, к сожалению, пока лишь китайские компании – производители оборудования идут охотно на контакт безотносительно партий оборудования. Соответственно, они и могут завоевать рынок быстрее тех, кто претендует на какие-то глобальные объемы. Тем более объективная реальность, что сегодня китайские компании технологически ничем не уступают мировым брендам. Мало того, все эти бренды так или иначе производятся там. Никто другой из производителей оборудования еще не смог предложить Rev.B-модем. Первой стала Huawei, которая нам доставила его для тестирования. Мы его протестировали, и уже сегодня у нас подписан контракт на поставки Rev.B-модемов от Huawei, а на подходе и ZTE.
Это Rev.B-модемы именно под ваш диапазон 800 МГц?
Rev.B – новая технология, ее нигде еще нет. По большому счету, первая коммерческая сеть CDMA Rev.B запущена в полном объеме у нас в Украине. До этого сеть Rev.B первой фазы была поднята в Индонезии и в Пакистане. Но это еще не тот Rev.B, который запускается у нас. У нас идет технология с новым видом модуляции, с увеличением спектральной эффективности. То есть полноценный Rev.B. И, соответственно, модемы еще никем не выпускались. При чем это в первую очередь проблема американской Qualcomm, которая только месяц назад выдала на гора массовый чипсет MDM-6600 для абонентских устройств Rev.B+.
Большие пертурбации произошли на украинском телекоммуникационном рынке. «Укртелеком» продан, «Киевстар» объединился. Это как-то повлияло на состояние отрасли и куда она движется?
Я думаю, что пока никто ничего не почувствовал. Я оптимист, и думаю, что все будет нормально, вряд ли будут предприняты какие-то неразумные действия. Тем более, наличие регулирующего органа, который должен соблюдать паритет всех операторов, должен гарантировать, что каких-либо перегибов в ту или иную сторону не будет.