Дмитрий, в чем заключается интерес украинского рынка к беспилотникам, и в частности, к квадрокоптерам? Ведь сейчас ваша компания выводит новую продукцию.
Мы говорим об управляемых девайсах, потому что беспилотники нужно четко разделять на управляемые и неуправляемые, военизированные и гражданские. Очень много людей путает. Например, мы летали возле пешеходного моста, подбежал человек в форме и говорит: "Здесь беспилотникам летать нельзя, это не АТО". У людей все смешалось с АТО. Нужно четко разделять, что аппараты, используемые в АТО, адаптированные под военные задачи, как правило, они намного большего размаха, имеют несколько иные технические характеристики. Мы же продаем продукцию DJI – гражданские версии управляемых квадрокоптеров, назначение которых, в первую очередь, запечатлить яркие теплые моменты с воздуха, будь то день рождения, свадьба, если хочется ощутить полет свободы как полет птицы, увидеть все сверху, потому что сверху все выглядит иначе. Меняется представление о мире, меняется представление о своем городе.
Очень интересный сегмент начинает появляться – это использование квадрокоптера как инструмента для журналиста. Это очень важный сегмент. Потому что в нашем городе осуществляются незаконные строительства, незаконные вырубки лесов, а это запечатлить с земли практически нереально, потому что, как правило, это окружено большим забором и крепкими мужичками. А в воздухе воспрепятствовать не может практически ничего.
А те, кого снимают, противодействуют данному процессу?
Конечно противодействуют, но технологии развиваются. Например, новые модели более безопасны и надежны. В случае отказа, как минимум, квадрокоптер может уйти из той зоны, которую мы отметим, для того чтобы не повредить строений и не упасть на голову. Новейшие модели предусматриваются уже с парашютным спуском. Суть в том, чтобы ничего не угрожало человеческой жизни. Хотя вес аппарата небольшой, и лимитируются скорости спуска и подъема, то есть те критические моменты, которые зависят от человеческого фактора, отсекаются, для того чтобы он не стал инструментом повреждения.
Можно ли оценить рынок квадрокоптеров в Украине, какова его динамика?
Динамика роста была высокой в прошлом году. В этом году данный показатель оставляет желать лучшего, но в разрезе того, что в стране идет война, и немного не до того. Коммерческий сегмент не торопится вкладывать деньги даже в интересные темы, к которым несомненно относятся квадрокоптеры, на базе которых в течение пяти лет появятся новые применения, например, осмотр территорий города, осмотр дорог, осмотр теплотрасс. Так, в конце зимы киевская власть поднимала вертолеты с тепловизорами, для того чтобы посмотреть, где идет утечка тепла. Только запуск одного вертолета, запуск его двигателя – это уже стоимость трех квадрокоптеров! Что дешевле? Мы на тот же квадрокоптер можем нацепить маленький тепловизор, поднять и посмотреть, где асфальт греется больше, где дом недостаточно утеплен. Локально эти все вопросы можно решать.
А Вы не выходили на администрацию или они сами "с усами"?
Да, они сначала запускают, потом рассказывают. Здесь довольно таки тяжело взаимодействовать с властями, потому что у них свое видение. У нас видение в разрезе наших технологий. И мы не ограничены какими-то рамками, потому что мы высматриваем то, что есть лучшее на рынке. И это лучшее предлагаем в Украине. Мы проводим ивенты, где демонстрируем возможности квадрокоптеров, и чтобы люди могли сами ими научиться управлять.
Так что рынок на сегодня стоит, мы спасаемся за счет клиентов, которые даже во время кризиса позволяют себе приобрести квадрокоптер, стремимся удержать коллектив с редкими специалистами, которые понимают, как работать с оборудованием и его настраивать. Мы всему этому учились сами, на своих же ошибках. Мы не только продаем, но и разрабатываем разные системы. Это в основном решения для агрокомплекса, то есть предназначенные для осмотра полей. Это камеры с большим зумом. В этом направлении у заказчиков есть возможность значительной экономии средств. Ведь можно эффективно набрать высоту 500 м, облететь все поле, и моментально увидеть, где есть какие-то проблемы, осуществляются хищения или произошло возгорание. По воздуху намного эффективнее и экономичнее, чем объезжать поля на тракторе.
Есть много плюсов. Но минусы в том, что люди, мало знакомые с техникой, не всегда хотят правильно учиться летать. А сразу хотят "брать быка за рога". А нужно почувствовать аппарат, ощутить воздушную среду и т.д.
Ага, касательно этого вопроса, какой процент поломок и как вы гарантируете сервис?
Наша компания Quadrocopter.ua дошла до того уровня развития, когда есть полноценный сервис, который позволяет не просто заменить тот или иной узел, а сделать анализ и провести глубинный ремонт и настройку. Большой плюс также в том, что корпорация DJI начала оснащать новые аппараты интеллектуальной системой, которая нас оповещает о том, как клиент пользовался девайсом. Потому что раньше очень сложно было предоставлять гарантию. Клиент, например, ударив аппарат об стену, приходил и говорил о том, что он сам полетел и сам ударился. Нельзя было ни клиенту поверить, ни свою правду доказать. На сегодня все данные записываются в лог-файл, как человек летел, как управлял, какие действия совершал. И на основании этих данных мы можем дать оценку, отослав их материнской компании. Например, был случай, когда в полете произошел сбой батареи, аппарат упал, в DJI попросили сделать фото упавшего аппарата, предоставить лог-файлы, и по результатам человеку выдали полностью новый аппарат.
Смотрите фотогалерею с презентации квадрокоптеров >>>