Некоторое время назад на просторах отечественного Интернета появилась информация о том, что компания Google назвала своего представителя в Украине. Много СМИ, к примеру, пишет что мол официальный представитель"… Как все-таки, правильно называется Ваша должность, если можно так выразиться?
Дмитрий Шоломко: По-английски должность звучит, как Country Representative. Переводов этого словосочетания много, один из них – представитель Google в Украине.
Приоритетные задания работы компании в России?
Владимир Долгов: Работа с партнерами! Развитие сотрудничества и предоставление новых услуг пользователям.
Можете назвать партнеров?
Дмитрий Шоломко: Что касается партеров, то из тех, кто уже анонсировал свое сотрудничество с Google, это фотопровайдер Superfoto.
Расскажите о приоритетных направлениях деятельности компании Google в России?
Владимир Долгов: Приоритет на котором хотелось бы акцентироваться - это и в России, да и в Украине одновременно, мы хотим внедрить все те сервисы, те услуги, которые давным-давно внедрены в других странах компанией. Чтобы воочию понять о чем речь, достаточно взглянуть на список интерфейса Google. На нем есть такая кнопка "ЕЩЕ". И вот если сравнить списки России, Украины и, скажем, США, то выясним, что список на русском и украинском гораздо короче, чем на английском. За последний год эта ситуация достаточно сильно изменилась. Еще прошлым летом в российском списке предлагаемых продуктов было, по-моему, четыре. Или пять. Сегодня же их порядка двадцати! Но, тем не менее, этот список еще очень отстает от списка США. Здесь еще необходимо учесть, что, вероятно, не все продукты, которые там есть на данный момент, востребованы в России. Например, есть такая программа, которая называется Google Finance. В двух словах, она работает так: есть некий портфель инвестиций, которые человек вкладывает в какие-то акции, там ценные бумаги, бонды, и смотрит на изменение стоимости проинвестированого бонда. В США, больше половины имеют такого рода инвестиционные портфели, просто обеспечивая себе пенсию. В России это единицы. Если посмотреть на статистику людей, которые вложили деньги не то, что бы в акции, а просто в любые паевые фонды, то этот показатель будет минимальным. Именно поэтому, хотя продукт и хороший, но я сомневаюсь, что он будет востребован прямо сегодня. Нужно некоторое время.
Сколько россиян (если брать в процентном соотношении), пользуются поисковиком?
Владимир Долгов: Прямой статистики мы не открываем, потому что это компания американская и должна подчиняться тем правилам, которые устанавливает комиссия по ценным бумагам в США. И вот здесь вот начинаются сложности. Если на Западе есть независимые источники такого рода информации, то и в России, да и в Украине "счетчики" совсем иные! Здесь дела обстоят по иному. В наших странах есть счетчики, которые "меряют" трафик по переходам с поисковых сайтов, на сайты, которые включены в этот счетчик. В России это Alfa Counter, Liveinternet на Украине это Bigmir.net, хотя последний уже и в России ставится на многих сайтах. Но все это статистика относительная – это статистика не поисковых запросов, а статистика переходов по результатам поисковых запросов. Когда, к примеру, Alfa Counter говорит, что доля Google – переходов 27%, а, к примеру, доля Yandex – 55%, то это не означает, что так и есть на самом деле. Это своего рода некая арифметика, например, как удава можно мерить попугаями. Это вот и есть такие попугаи Alfa Counter. Нам же нужно смотреть на трафик, если, скажем, в январе было попугаев 20, а теперь 29, то значит что-то изменилось. Доля выросла!
Планируется ли, и если планируется, то когда конкретно, скажем так, открытие "полноценного" представительства в Украине?
Владимир Долгов: Представитель вот (при этом он указал на Дмитрия Шоломко ред.).
Дмитрий Шоломко: Здесь в действительности, нужно говорить о том, что такое представительство? Если представительство – это так называемое средство, для получения более оперативного контакта с Google, то для этого есть я. Если же речь идет об открытии офиса в каком-либо месте Киева или Украины, я не думаю, что это столь важно. Честно говоря, для компании, которая занимается виртуальным бизнесом все равно, где находиться ее место расположения. Я, например, часто работаю в самолетах или аэропортах, отсылаю письма и прочее, но при этом все же остаюсь представителем.
Владимир Долгов: То есть это ситуация, в которой просьба, а дайте Ваш мобильный телефон, для более оперативной связи с вами, она не совсем хороша. Потому, что ребята лучше я дам вам e-mail. На звонок я не всегда смогу ответить, а почту почитаю всегда.
А как относительно того, что часто почтовые анти-спамы частенько просто "отсеивают" много почты?
Владимир Долгов: Google-кую почту он складывает в отдельную папку со спамом, которая, впрочем, все равно будет просмотрена, перед тем, как выброшена.
Ваше мнение: "Есть ли будущее у локальных украинских поисковых систем"?
Владимир Долгов: Это вопрос с одной стороны философский, который касается, скорее всего, такого понятия, как "конкуренция". Конкуренция – она, с одной стороны для компании, которая учувствует в конкурентной борьбе – зло, потому что отнимает часть рынка, но с другой - благо, потому что заставляет обе компании, или там три-четыре, которые конкурируют между собой, все-таки шевелятся и улучшают сервисы. То есть с одной стороны это вопрос качества сервиса, который обеспечивают компании. Ведь что интересно в поиске? В нем практически нет лояльности. Это не Интернет-коммерция, где вы сделали заказ, вам его доставили, вы поняли, что это работает. Соответственно вы сделали следующий. Примерно также и с поисковиками. Вот если вы пользуетесь одним поисковиком лет десять, и один раз вам сказали, что есть лучше. Вы попробовали, увидели, да, действительно лучше, перешли на него. Вы же некому при этом ничего не должны. Поэтому это вопрос качества. Локальные игроки, в конце концов могут стать "нишевыми" игроками, если они не выдержат общепоисковой конкуренции, они могут уйти в "нишевый" поиск, системы "специального поиска", по каким-то отдельным направлениям.
А вам, по работе, часто доводилось пользоваться другими поисковиками?
Владимир Долгов: Я стал пользоваться Google, когда его в Росси не было, а я работал в Ozon.ru. Просто в процессе работы с поисковиками я заметил, что уж довольно много "мусора" приходит. Ведь что хорошо в поиске? Лучший поиск это тот, который дает то, что тебе нужно в первых строчках результатов выдачи. Когда я для себя понял, что при поиске русскими поисковиками мне приходиться "обматывать" 3-4 страницы прежде, чем я "доеду" до нужного результата… Я попробовал Google, тогда поисковик еще не говорил по-русски. Он не знал, что в русском языке есть морфология, что слова изменяются по падежам и т.д. Но когда я понял "правила игры", ситуация в корне изменилась для меня. То есть пока Google в России не было, я занимался электронной коммерцией и пользовался Google. Просто потому, что экономил время.
Можете ли вы определенно назвать количество людей, работающей в компании?
Владимир Долгов: Определенно нет! Потому, что это закрытая информация. Но, скажем так, в России это не только развитие сервисов и развитие бизнеса, но и еще два центра разработки: один - в Москве, другой - в Питере. Google пришел в Россию, да и в Украину тоже, надолго потому, как Россия одна из немногих стран, в которой у компании есть два центра разработки.
Будут ли предприниматься какие-то шаги по возврату домена google.ua, так сказать в родные пенаты?
Дмитрий Шоломко: Это уже глобальный вопрос по деятельности компании. В Google есть специальный департамент, который находится в Калифорнии, и именно они занимаются вопросами защиты торговых марок. Если у них будет что сказать по этому поводу – они это сделают.