ITnews - Новости Информационных Технологий
ITnews - Новости Информационных Технологий
Пятница, 15 ноября 2024 г.  

НовостиАналитикаИнтервьюОбзорыФотогалереиWi-FiФотоновостиФорум

Роман Химич: "В Wireless Ukraine операторская проблематика на втором плане. Приоритет отдан рекламе Wi-Max"

17 сентября 2007, 13:46, Сергей Решодько, ITnews

О перспективах развития стандарта широкополосной связи в Украине рассказал аналитик консалтинговой компании Netton Роман Химич.

Как возник стандарт Wi-Max?

Предыстория появления группы стандартов беспроводной связи 802.16, более известных как Wi-Max, восходит к концу девяностых годов прошлого - началу нового века. Именно в то время в недрах крупнейшего производителя полупроводниковых устройств - компании Intel, - произошла смена руководства и, вообще всей стратегии. "Отцы-основатели" компании, являющиеся по своему мировоззрению и опыту технарями, были заменены маркетологами, носителями совершенно иного взгляда на вещи. На первые роли в компании вышли люди, которые руководствовались принципами: "Не так важно качество продукта, как его продвижение! Не так интересно удовлетворять существующие потребности, работать на существующих рынках, как создавать новые рынки"! Образно выражаясь, в компании возобладал подход, что "если правильно подходить к делу, то можно продавать холодильники даже эскимосам".

Внутренние перемены в компании пришлись на эпоху Интернет-бума. Примерно в тот же период был сформулирован знаменитый принцип "все вычислительные устройства должны коммуницировать, а все коммуникационные - вычислять". Иными словами, максимальный эффект от наличия вычислительных устройств возможен тогда, когда они могут взаимодействовать между собой. "Мои часы с мобильным телефоном, мой телефон с удаленным сервером и т.д. и т.п.". Закономерно, что возник вопрос: "как обеспечить связь между устройствами"? Разумеется, с помощью беспроводных технологий самого разного масштаба. Путем анализа перспектив развития глобального рынка информационных и телекоммуникационных технологий компания Intel пришла к выводу, что пришло время заниматься технологиями беспроводных коммуникаций, причем тотально, во всех возможных направлениях.

Какими были первые плоды компании на этом рынке?

Первым зримым проявлением этой стратегии стало появление и активное продвижение на рынок стандарта 802.11, более известного как Wi-Fi. Для решения этой задачи Intel вступила в альянс с группой крупнейших компаний-производителей. Интерес Intel заключался в том, чтобы обеспечить поддержку этой технологии на уровне микропроцессоров для ПК, рынок которых она контролирует. Компания действительно помогла этой разновидности беспроводной связи занять значительную нишу на рынке. На сегодня Wi-Fi является де-факто лидером стандартов широкополосного доступа нижнего радиуса действия.

Поскольку беспроводные технологии имеют иерархию, обусловленную различиями в радиусе действия, скорости передачи и прочих характеристиках, параллельно с развитием Wi-Fi в Intel заботились созданием некоей новой технологии дальнего радиуса действия, с дальностями действия десятки километров и скоростями передачи до гигабита в секунду. Поскольку на тот момент существовало уже достаточное количество подобного рода технологий, то на основе тех же технических решений было разработано и утверждено то, что ныне известно как группа стандарт 802.16 или Wi-Max. И в этом случае интерес Intel сотоварищи заключался в том, чтобы сделать стандарт повсеместным, обеспечить ему массовый спрос и благодаря крупносерийному производству максимально снизить цены. Это в свою очередь стимулирует спрос, поскольку, чем ниже цена, тем шире распространение.

Однако для этого абсолютно необходимо, чтобы устройство соответствующего стандарта, произведенное любым производителем, гарантированно могло работать с оборудованием другого производителя. Необходима так называемая интероперабельность, то есть взаимоподключаемость и гарантированное взаимодействие. Собственно, сама аббревиатура WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) может быть расшифровавана как Всемирная Интероперабельность для Микроволнового Доступа.

Но уже тогда, на этапе концептуальной проработке был допущен ряд грубых и, возможно, роковых просчетов. Wi-Fi, на рыночный успех которого ориентировались в Intel, изначально предназначался для нелицензируемого спектра частот. То есть предполагается, что в любой стране, примерно в одних и тех же полосах частот данную технологию можно использовать без лицензии. С чем, собственно и связано рыночное позиционирование Wi-Fi как непрофессионального решения для массового рынка. В свою очередь технология Wi-Max изначально предполагается как операторская технология, что однозначно предусматривает использование лицензируемого спектра. Вот этот нюанс учтен не был. На мой взгляд, именно в силу того, что идеологами вывода на рынок данного стандарта были не технари, а маркетологи. Во-вторых, сама Intel до того времени не имела опыта развития и сопровождения беспроводных технологий операторского класса. Они просто не знали многих важных вещей. В частности, недооценили тот факт, что в мире нет единой практики регулирования частот. В каждой стране, грубо говоря, "рулят" по-своему. К примеру, в Евросоюзе так и не удалось добиться выделения идентичных полос частот для Wi-Max и Wi-Fi.

Все это вылилось в неутешную картину. На сегодняшний день в разных странах для использования этой технологии выделяются, как минимум, четыре разных полосы частот, для которых приходиться выпускать разные версии оборудования. О простом и прозрачном гарантированном взаимодействии уже речи нет и быть не может. Ключевая идея, на которой строилось все "конструкция" маркетинговой концепции WiMAX уже не реализована. Второй важный момент – у людей, которые проектировали технологию, изначально не было ясности с рыночным позиционированием. Хотелось предложить людям решение из категории "все и сразу".

Если вспомнить историю, то сначала Wi-Max позиционировался, как технология, которая позволяет обеспечить широкополосный доступ к Интернет в местностях с низкой плотностью населения, то есть сельских районах, в том числе развивающихся стран. Там, где нет инфраструктуры, где слишком дорого реализовывать традиционное проводное подключение.

Не лишним будет уточнить, что при разработке Wi-Max ориентир был на рынок США, где те же фермеры это действительно люди зажиточные, которые могут себе позволить инвестировать тысячи долларов в подобные технологии. В США в сельской местности имеется достаточный объем спроса для подобных решений. А вот в развивающихся странах совершенно иной уровень жизни сельского населения и совершенно иные потребности.

Когда выяснилось, что рынок США, мягко говоря, не показатель и не пример для всего остального мира, а тем более развивающихся стран, WiMax Форум начал продвигать уже новую "фишку". Появился тезис о том, что Wi-Max это идеальный способ обеспечения "последней мили" уже в городах. Когда по прошествии некоторого времени стало очевидно, что и такой довод не особо убедителен для операторский компаний, идеологи стандарта заговорили о том, что это ни много ни мало конкурент сетей мобильной связи третьего поколения. Даже протащили через Международный Союз электросвязи внесение стандарта в перечень технологий мобильной связи.

На сегодняшний день стоящие за Wi-Max люди и организации заявляют его как универсальное решение всех проблем, такое себе "чудо-оружие", с помощью которого можно решать ну просто все проблемы. Понятно, что такого попросту не бывает. Невозможно одним и тем же инструментом одинаково успешно решать задачи разного рода и характера. Такова картина с так называемым фиксированным вариантом Wi-Max. То есть версией стандарта, которая предполагает обслуживание стационарных потребителей.

А касательно сегмента мобильной связи?

Если же говорить о варианте Wi-Max для мобильного использования, так называемого 802.16е, то здесь все ещё более грустно. Прежде всего, до сих пор нет сертифицированного на соответствие этой версии стандарта оборудования. Во-вторых, уже имеется как минимум один весьма отрицательный прецедент провала широко разрекламированного проекта по развертыванию сетей мобильного Wi-Max. В Южной Корее спрос на местную разновидность Wi-Max, т.н. WiBRO оказался катастрофически низким. Южнокорейские операторы, вложив более миллиарда долларов в разработку стандарта, и еще столько же в его продвижение оказались не в состоянии его продавать.

Продолжение следует …


подписка Подписка на новости информационных технологий
код для блога Получить код для блога

Смотрите также темы:
Глава представительства Google в России, Владимир Долгов: "Я стал пользоваться Google, потому что ценю время"
3 октября 2007, 18:28
О деятельности Интернет-компании Google в России и Украине поведали глава представительства Google в России Владимир Долгов и глава украинского отделения компании Дмитрий Шоломко.
Роман Химич: "В Wireless Ukraine операторская проблематика отодвинута на задний план"
18 сентября 2007, 15:57
О перспективах развития стандарта широкополосной связи в Украине рассказал аналитик консалтинговой компании Netton Роман Химич.
Директор компании "СофтИнформ" Лев Матвеев: "Наши продукты делают работу с текстами легкой"
12 сентября 2007, 17:43
О рынке программных решений для обработки текстовых массивов, а также защиты данных рассказал генеральный директор компании "СофтИнформ" Лев Матвеев
Ни Тайвань, ни Китай не может претендовать на большую долю рынка без технологий
10 сентября 2007, 11:13
О последних достижениях компании Verbatim и ее планах поведали Александр Васильев – менеджер по продажам в странах СНГ компании Verbatim и Владимир Антонов - менеджер по продукции Ergodata Distribution, официального дистрибьютора Verbatim в России



Последние новости:





Фотоновости

Еще фотоновостей!



ГлавнаяНовостиАналитикаИнтервьюОбзорыФотогалереиWi-FiФотоновостиФорум
Copyright © 2005-2012 ITnews
Любое использование материалов, опубликованных на ITnews,
разрешается только в случае указания гиперссылки на ITnews.com.ua
О нас | Прислать новость | Экспорт новостей | Подписка на новости | Реклама

TOP.proext.com