Компания «РОМСАТ» начинала как разработчик и производитель спутниковых приемников. Как появилась идея заняться подобным бизнесом в то время, когда все производство в стране активно сворачивалось?
«РОМСАТ» основали выходцы из научно-производственной сферы, а точнее, из «НПП Квант», что и определило профиль нашей деятельности на годы вперед. Вместе с Ярославом Роспопой, с которым мы работали на этом предприятии, мы начали развивать частный бизнес. Кстати, первый импульс к созданию компании дала государственная программа по развитию спутникового телевидения «Квант».
В ее реализации принимали участие «Киевский радиозавод», выпускавший тюнеры, ПАО НПП «Сатурн», который занимался созданием медиаконвертеров, а также производитель спутниковых антенн АО «НПП Квант». На первом этапе мы решили использовать имеющийся опыт и наладить выпуск спутниковых параболических антенн из алюминия, производство которых развернули на собственной линии в Фастове.
Затем начали производить спутниковые тюнеры — также самостоятельно. Базовые комплектующие, конечно, были зарубежными, но сборка готовых устройств, вплоть до производства печатных плат, производились нашими силами.
Организация производства требует вложений. Где вы взяли стартовый капитал в условиях начала 90‐х и кто поддержал вас в нелегком деле запуска нового бизнеса?
Первым капиталом стали деньги, заработанные на установке спутниковых антенн. Для понимания: услуга стоила от $5 до $10 тыс. В какой-то момент пришлось продать даже собственную квартиру.
Но стартовый капитал — это одна сторона вопроса, с людьми всегда сложнее. Мне повезло, потому что с самого начала меня окружали единомышленники. С Ярославом мы поверили в идею и решили рискнуть — о результатах можно судить спустя 25 лет. Огромный вклад в бизнес внесли Наталья Романышин (СЕО «РОМСАТ») и Станислав Лыпай (СТО «РОМСАТ»), Владимир Кондратюк (курирует операторский бизнес), Геннадий Легейда (ответственный за интеграторское направление), а также Игорь Гайович и Александр Давиденко.
Производство было коммерчески успешным?
Сначала да. Но очень скоро на украинский рынок проникла продукция крупных производителей из Польши и других стран, а затем появились дешевые китайские решения, что сделало мелкосерийное производство в нашей стране совершенно нерентабельным.
Как же в таком случае вы удержались на рынке?
Во многом благодаря многопрофильности. Помимо производства, мы занимались также установкой спутниковых антенн, что в начале 90-х было непростым делом, требующем квалификации. Доходность в этом сегменте тогда была высокой, что позволило за короткое время добиться существенного роста финансовых показателей компании. Потом, конечно, маржа стала снижаться, но к тому времени мы уже занимали прочные позиции на рынке.
Следующим шагом, очевидно, стало развитие дистрибьюторского направления? Какую роль сыграла эта сфера бизнеса для вашей компании?
Одну из основных: мы поставляли на украинский рынок спутниковые тюнеры известных мировых производителей, таких как Strong, а затем Pace и других. Цена этих устройств на внутреннем рынке в середине 90-х доходила до $200–300, и при этом на них был устойчивый спрос, а главное — высокая маржинальность в 100–150%.
Важной вехой в истории компании стал 1995 год, когда мы по приглашению компании Pace посетили международную выставку в Лондоне. Денег хватило на перелет и скромное проживание, по городу передвигались пешком: транспорт стоил неслыханных 5 фунтов. Вся поездка стала для нас большой авантюрой и первым результативным выходом в мир. Здесь, в обстановке неформального общения, удалось установить немало полезных контактов, но главное — мы заключили ряд важных договоров с мировыми производителями, продукцию которых поставляем на украинский рынок до сих пор.
Слабый английский и большое желание коммуницировать помогли договориться о выгодных условиях. В частности, мы получили хорошую отсрочку на оплату поставленной продукции. Это позволило быстро нарастить оборотный капитал в будущем.
Как вам удалось пройти все кризисы, которые сотрясали экономику страны в эти 25 лет, и впоследствии наращивать бизнес?
Я бы сказал, что именно благодаря кризисам компания «РОМСАТ» приобрела свой нынешний вид. Каждое потрясение делало нас сильнее, поскольку мы умели не только извлечь уроки из произошедшего, но и быстро адаптироваться к изменениям на рынке.
Первым серьезным ударом стал кризис 1998 года, когда оборот нашего бизнеса сократился практически втрое, к тому же из-за внезапного отказа одного из заказчиков у нас на складе остался большой обьем различного телеком-оборудования, которое в условиях общего экономического спада продать было практически нереально. В то время многие компании сталкивались с подобной ситуацией, после чего, преимущественно, прекращали свое существование.
Мы же в это трудное время занялись кардинальной трансформацией бизнеса — внедрили бюджетирование, структурировали логистику, четко распределили функции всех сотрудников, организовали профессиональное обучение для наших специалистов, руководители компании получили степени МВА.
В результате с начала 2000-х компания «РОМСАТ» приобрела свой нынешний вид, превратившись из стартапа в успешный и стабильный бизнес. Что касается оборудования, которое «подвисло» на складе, то, поскольку продать его без существенных потерь в цене было нереально, мы решили построить на его основе собственную операторскую сеть в Харькове.
Эта идея дала старт еще одному направлению нашей деятельности — предоставлению телекоммуникационных услуг. Сегодня эта сфера также приносит нам прибыль. Так что, мы сумели превратить сложную ситуацию в преимущество.
Затем были кризисы 2008 и 2014 годов, но мы также успешно выжили. Каким образом? Во-первых, благодаря людям. Костяк «РОМСАТ» составляют высококлассные профессионалы, работающие в компании с первых лет ее основания. К тому же в случае макроэкономического кризиса мы следуем трем принципам: сокращаем издержки, погашаем кредиты, временно урезаем капитальные инвестиции. Практика показала, что подобная стратегия себя оправдывает.
Представим фантастическую ситуацию: вам предлагают вернуться на 25 лет назад в исходные условия. Вы можете выбрать любое направление бизнеса. Занялись бы вы снова тем, с чего начался «РОМСАТ», или предпочли бы иную сферу деятельности?
Как видите, «РОМСАТ» активно развивается уже 25 лет. Так что, наверное, изначальный выбор был сделан правильно. Но в годы становления компании вокруг было множество интересных возможностей, каждая из которых вполне могла бы привести к еще большему успеху. Очень перспективным рынком в смежной области была продажа контента. Интересным направлением было студийное оборудование. В свое время можно было включиться в борьбу на рынке мобильных телефонов, ведь в 90-х этот сегмент только начинал развиваться. Где-то мы не смогли распознать перспективы, где-то попали в восходящий тренд.
Какими проектами компания «РОМСАТ» особенно гордится?
Имея традиционно сильный инженерный потенциал, «РОМСАТ» неоднократно реализовывал нестандартные проекты на базе новых для Украины технологий. Это были первые спутниковые сети телеканала «СТБ» и ГП «Укркосмос», волоконно-оптические системы передачи данных и системы DOCSIS в кабельных ТВ-сетях, мобильные станции радиоконтроля и автоматизированные системы для проведения испытаний. Кроме того, мы внедрили спутниковую систему вещания Verimatrix для компании «1+1», реализовали различные проекты для «УкрЦСМ», «Украинского государственного центра радиочастот» и т.д. Это не считая зарубежных внедрений.
Но, безусловно, самым значительным проектом нашей компании было строительство за неполные полгода украинской национальной сети наземного цифрового телевизионного вещания в стандарте DVB-T2, аналогов которой нет в Европе. В рамках него мы развернули 166 технологических площадок. Для понимания масштаба отмечу, что общая стоимость проекта составила более 100 миллионов евро.
К тому же, наша компания продолжает выпуск оборудования под собственной торговой маркой Romsat — кроме популярных на украинском рынке цифровых эфирных тюнеров, мы предлагаем также телевизоры с разрешением Ultra HD 4K.
«РОМСАТ» также работает за пределами Украины. Каковы успехи на зарубежных рынках?
Наша компания в разное время развивала бизнес в Грузии, Азербайджане, Болгарии. В Грузии мы до сих пор активно реализуем комплексные проекты с нашим партнером ORBI Group, в Азербайджане бизнес развивался до 2014 года, после чего, из-за экономических проблем внутри страны, мы закрыли представительство. Что касается Болгарии, то здесь мы занимаемся классической дистрибуцией — «коробочной» поставкой аппаратных решений.
Сегодня в числе партнеров «РОМСАТ» более сотни производителей. Как вам удается поддерживать экспертизу на достаточном уровне по всем продуктовым направлениям, ведь штат компании около 150 человек?
Во-первых, в компании «РОМСАТ» работают десятки высококлассных специалистов, каждый из которых ведет по нескольку брендов, а во-вторых, мы не стесняемся приглашать к сотрудничеству экспертов на подряде, если понимаем, что их квалификация выше в тех или иных направлениях. Такая модель, на наш взгляд, является оптимальной, поскольку, с одной стороны, позволяет не распылять ресурсы, концентрируя усилия на основных брендах, а с другой — не терять специфические проекты, возникающие эпизодически.
В каких направлениях компания«РОМСАТ» имеет сегодня наибольший опыт и компетенции? Какие партнеры‐производители являются основными?
Сегодня компания присутствует в рыночных сегментах оборудования и решений для телекоммуникаций, телевидения и систем безопасности, а также сопутствующей потребительской электроники. Нам интересны бренды, которые дают возможность долгосрочной реализации и развития наших компетенций. Именно в таком сотрудничестве мы видим будущее, независимо от того, кто является нашим партнером — именитый бренд или небольшая нишевая технологическая компания.
Какова сегодня роль производственной составляющей в бизнесе «РОМСАТ»? У компании есть опыт выпуска абонентских ТВ-приставок и телевизоров. Кто занимался разработкой продуктов — это были собственные инженеры? И где осуществляется само производство?
Имея сильные позиции в дистрибьюторском сегменте, мы постоянно ищем возможность применения наших компетенций в разработке и реализации как системных решений, так и конечных продуктов. В цикле разработка-производство обычно это результат кооперации наших инженеров и технологических партнеров.
Показательным примером востребованности таких внедрений был август 2018 года — первый месяц после отключения аналогового ТВ. Благодаря наличию производства в Украине «РОМСАТ» стал практически единственным, кто смог удовлетворить резкий скачок спроса нацифровые ТВ-приставки Т2.
Каковы планы дальнейшего развития компании? Производство новых продуктов? Расширение дистрибьюторского портфеля? Выход на рынки ЕС?
В наше время, даже чтобы стоять на месте, нужно быстро бежать, а чтобы развиваться — необходимо бежать еще вдвое быстрее. Мы постоянно пробуем что-то новое, экспериментируем, запускаем новые направления, обновляем продуктовый модельный ряд. Где-то получается, где-то нет. Факторов очень много.
Касаемо экспансии на рынки ЕС, я бы смотрел шире: нам интересны все рынки за пределами нашей страны. Рынки с возможностями для нас. Например, в ЕС мы уже представлены.
На зарубежных рынках мы видим перспективу продвижения собственных наработок. Например, недавно делегация «РОМСАТ» вернулась из Дубая, где представляла наш новый бренд inext на известной выставке CABSAT. Медиаплееры и ТВ-приставки OTT/IPTV inext — это продукты, в которые мы активно инвестируем средства последние несколько лет. Уже в этом году потребители за пределами Украины смогут по достоинству оценить их функциональные возможности и высокое качество.
Но, при этом, «РОМСАТ» остается украинской компанией и, прежде всего, акцентирует свое внимание на местном рынке. Это логично, поскольку мы прекрасно разбираемся в его структуре и понимаем тенденции. Нам важно обеспечить украинского потребителя актуальным ассортиментом предложений как собственных продуктов, так и за счет дистрибьюторского портфеля. В целом же у нас большие планы и очень скоро вы о них узнаете. Будущее намного ближе, чем кажется.